«Метафора человеческой души»
В предыдущей статье мы увидели расцвет компании «Гибли» и творчества самого Миядзаки. Конечно, благодаря всеобщим стараниям «Мой сосед Тоторо» получился красочным, запоминающимся и трогательным – такой мультфильм позиционировался как кино для всей семьи, но, к большому сожалению, были опасения, что аудитория не поймёт сложного эмоционального посыла, а значит, фильм потеряет многое в своей художественной ценности. Так и произошло: аниме провалилось в мировом прокате, однако серьёзных убытков компания всё-таки не понесла, потому что с релизом на мобильных носителях «Тоторо» стал настоящим хитом (мультфильм показали даже в СССР в 1989 году) – всё это вывело культурную значимость творчества Хаяо на новый, международный уровень…
Разумеется, следующий мультфильм был вопросом времени: ошибки прошлых работ учли и кардинально проработали. «Ведьмина служба доставки» стала таким же простым, но культовым фильмом, как и предыдущие работы, но в каком-то смысле стала на голову выше их. Картина основана на детской книге «Служба доставки Кики» японской писательницы Эйко Кадоно: у автора не было особой драматургии – произведение состояло из коротеньких историй о том, как маленькая девочка, будучи ведьмой, работает в службе доставки, помогает случайным встречным и в частности адресатам. Именно от этого отталкивался Хаяо Миядзаки, придумывая свой полноценный и целостный во всех отношениях сюжет. Художник очень хотел сделать историю о малышке с необычными способностями в реальном мире (изначально к этому шаблону примерялась Пеппи Длинныйчулок, но авторских прав компания на экранизацию не получила), и ведьмочка стала идеальным воплощением этой идеи.
История Кики не уступает «Тоторо»: есть милая, но немного самоуверенная чародейка, которая со своим альтерэго-котом Зизи отправляется к обычным людям на стажировку. Девочка страдает от «юношеского максимализма», она, идя против вековых традиций, желает показать себя – и вот такая-то «особа» попадает в большой город, где тут же ей указывают на её место в жизни.
Ведьмачка понимает, что всем безразлична её уникальность, а значит, нужно перевоспитываться. Героиня встречается с проблемами современного общества: милая бабушка против своей зазнавшейся внучки; мальчик, позвавший Кики на свидание, которое не состоялось – это всё узнаваемые и милые жизненные истории, только с летающей метлой на горизонте. Естественно, что девочка лишается своих способностей и только в критической ситуации понимает истинную ценность своих сил: «С большой силой приходит и большая ответственность…».
Одна из главных тем фильма – это, конечно, взросление, где самоуверенный ребёнок встречается лоб в лоб со взрослыми проблемами. «Ведьмина служба доставки» не имеет тайных подтекстов – это самый простой, прямолинейный и жизнерадостный мультфильм студии «Гибли». Вдобавок, мультфильм в визуальном плане вышел очень красивый и аккуратный, так как при создании использовалась палитра из 462 цветов, что позволило сделать рисунок более гладким, что и сделало кино популярным и финансово успешным.
Компания сполна познакомилась с «медными трубами», и стали развивать побочные компании с их многообещающими проектами, пока сам Миядзаки делал произведение исключительно для своей души. «Порко Россо» стал для Хаяо очень значимым и даже символичным фильмом: одно слово – «авиация» (да тем более итальянская!). Настоящая страсть режиссера к самолётам стала мотивацией для создания мультфильма о загадочном Порко Россо* – вояке, который волею судьбы стал хрюшкой, выполняющей разные мелкие задания за деньги. Но несмотря на то, что герой в буквальном смысле свинья, сердце у него доброе – он не герой мечты, хамоватый, угрюмый, но обаятельный. Между строк видно, как художник получает удовольствие от создания сцен полётов стальных «красавце»-самолётов и авиабаталий – с таким смаком их может показать только настоящий знаток! Наконец-то главным героем стал не ребёнок, а этакий «негодяй с доброй душой». В аниме найдётся линия на любой вкус: любовь Порко и пецицы, конфликт Америки с Италией. Мультфильм выполнен в более юмористической атмосфере, что для военной тематики очень странно, но пусть это не отталкивает, ведь есть и по-настоящему драматические моменты: педыстория самой Свинки, уход погибших пилотов в иной мир и мораль звучащая как «я скорее стану животным, чем стану убивать людей» – всё это оставит глубокий отпечаток в вашей душе. Среди остальных проектов Миядзаки «Россо» выглядит хуже, хотя и душевнее в плане создания, поэтому успеха так и не получил.
После «Свинки» Хаяо взял заслуженный перерыв, чтобы потом выпустить что-то по-настоящему величественное, а именно «Принцессу Мононоке». Это тот самый случай, когда пятилетнее ожидание оправдалось. История разворачивается в Японии времён первого огнестрельного оружия. Молодой принц Аситаку убивает злого кабана и случайно встречает принцессу, оставленную в детстве родителями на попечение леса, а дальше начинается знакомый конфликт: железный город считает дикую природу угрозой, и поэтому надо убить великого духа – хранителя деревьев. Принц оказывается между двух огней – он понимает людские пороки, но влюбляется в очарование лесов и полей, а в частности и в саму Мононоке. Неторопливый темп повествования настраивает на то, что зритель увидит философскую, гуманистическую притчу, но не всё так просто. Это кино о полноценной войне людей и животных за «место под солнцем» и сложности бытия, о гендерном разделении и терпимости. В этот раз люди не стали основным источником зла: каждая сторона имеет свои резоны – здесь и заключается дальность, в игре на контрастах. Зритель должен понимать, что зачастую конфликты неизбежны, а найти мирный выход не всегда удаётся. «Принцесса Мононоке» – одно из самых тяжёлых изображений войны и настоящие «эмоциональные качели», так как надежда и вера в жизнь не покидает мир даже в самые тёмные времена.
Большой букет международных наград, большие кассовые сборы и моментальное мировое признание стали сигналом для создания произведения, которое станет самым знаковым для Миядзаки и его компании «Гибли». Сюжет «Унесенных призраками» так же появился из детской книжки, где за туманами скрывается город, в котором живут призраки и духи. Художник и режиссёр смешал множество образов из своего детства, сатиру на современное общество, поэксперементировал и получил сумасшедший микс. Автор просто закрыл глаза и в его голове появились незабываемые образы – чистая фантазия!
Сюжет на этот раз по-настоящему многогранен: маленькая девочка Тихеро переезжает с родителями в другой город, но взрослые зачастую безответственнее и глупее своих чад, а потому они попадают в ловушку призраков. Оставшись одна, девочка попадает в бани призраков, где всем заправляет страшная Юбаба, помешенная на золоте. Тихеро вынуждена начать работать в этом странном месте, чтобы спасти родителей. Проблемы, которые создали взрослые, в этот раз ложатся на слабые плечи ребёнка, как бывает и в реальном мире. Ещё одним сложным образом является «грязевой монстр» и как иронично, что в итоге он оказывается духом воды: просто наше общество настолько загубило окружающую среду, что уже не представляется возможным отличить воду от помойки. Жадность, обжорство, корысть и прочие человеческие пороки – это главный мотив произведения: ради наживы герои готовы на всё, но плата за это слишком высока. Каждый видит «Унесённых призраками» по-своему и это прекрасно! Это действительно монументальная картина из самых странных образов, что вы когда-либо видели, а причудливое, фантасмагорическое сочетание фантазии и реальности делают два часа просмотра мгновенным. До сих пор можно поразиться тому, какое надо иметь воображение, чтобы проработать каждую мелочь этого мира и так шедеврально анимировать! Но что же в итоге это было: сказка, плод воображение девочки – главной героини или реальная история? Каждый решает сам для себя.
Сложно перечислить все награды ленты. Миядзаки на этот раз превзошел самого себя, он покорил всех: от зрителей до киноакадемиков, которые дали Хаяо Оскар за «лучший анимационный мультфильм». Но ещё более потрясает, что автор не стал упиваться славой, а стал работать над следующим произведением…
… а потому продолжение следует.
* от итал. Porco Rosso – «красный свин».
Владислав БУРУХИН