Вторая мировая война, пожалуй, единственное событие в истории России, которое гарантированно примирит практически всех политических противников. И все же отношение к войне часто менялось в течение 70 лет с 1945 года, когда кино отражало эти изменения - изменения, которые часто сопровождались вмешательством правительства. RIR следует за изображением Второй мировой войны в советском и российском фильмах от послевоенного периода до наших дней.
Михаил Чиаурели . Падение Берлина (1949), пожалуй, самый любопытный советский фильм о Второй мировой войне, особенно потому, что его пропагандистское бесстыдство и якобы документальный стиль не имели себе равных в мировом кино. В фильме Иосиф Сталин присутствует практически во всех сферах жизни советского человека, включая интимную сторону: он слушает признания сталевара о девушке, в которую он влюблен, копаясь в дереве в саду, он лично обсуждает вместе с маршалом Жуковым планируют захватить Берлин, и в конце концов он летит в оккупированный город, чтобы поздравить свой народ и другие народы с освобождением от чумы 20-го века. Из всего этого наиболее вероятным эпизодом является посев дерева, однако это также является предметом споров. Известно, что Сталин вылетел за границу только один раз: в Тегеран.
Афиша фильма «Падение Берлина ». Источник: Кинопоиск.ру
Судьба падения Берлина отражает изменение политической ситуации. Если в 1950 году это был один из трех советских блокбастеров, то после смерти Сталина в 1953 году его сняли с кинотеатров.
Оттепель, последовавшая за смертью Сталина и временным удалением от войны, проложила путь для фильмов, которые до сих пор считаются классикой мирового кино. В 1957 году Михаил Калатозов " Летят журавли"был выпущен. В этом фильме нет партии и правительства, но это частная история одной девушки, чей парень не возвращается с фронта. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а знаменитая сцена с изображением смерти Бориса (в исполнении Алексея Баталова) вошла во все учебники благодаря инновационной технике режиссера Сергея Урусевского. Казалось, что страна теперь откроется миру, поскольку история, рассказанная в фильме, универсальна. Однако новость о триумфе в Каннах в СССР осталась почти незамеченной, в то время как первый секретарь Никита Хрущев назвал героиню фильма шлюхой.
Спустя два года вышла « Баллада о солдате» Григория Чухрая , повторив успех Калатозова. Он получил специальный приз жюри на Каннском кинофестивале и еще сотню наград по всему миру, даже номинацию на Оскар за лучший сценарий.
Вхождение в область абстрактного
К началу 60-х годов тема войны, которая была еще не столь далека от того, что ее последствия были забыты, но не настолько далека, чтобы ее можно было рассматривать сложным образом, стала главной темой первого полнометражного фильма Андрея Тарковского. , Иван детства . Режиссер вынул тему войны из сферы идеологии и драмы и поместил ее в психологию в мир ребенка, который в возрасте 12 лет становится партизаном.
Скриншот из фильма "Детство Ивана" Андрея Тарковского. Источник: Кинопоиск.ру
Фильм Тарковского породил целое движение авторского кино в советском искусстве. Система государственного финансирования, которая не зависела от доходов, могла позволить себе поддерживать талантливого директора, тем более что молодой Тарковский, несомненно, стоил риска не согласиться с комитетом партийной идеологии. В 1962 году детство Ивана получил Золотой лев в Венеции.
Несмотря на то, что режиссеры были угнетены в эпоху застоя, они могли снимать авторские фильмы о войне в жанре ужасов, который был диковинным в СССР. Элема Климова Go и часы (1985), который вышел до перестройки, был пример.
Новый подход к новой эре
С окончанием эры государственного финансирования общее качество российского кинематографа резко ухудшилось, тем более что в 90-е годы Голливуд и Стивен Спилберг, в частности, перехватили инициативу и сняли два самых важных военных фильма: возраст: список Шиндлера и спасение рядового Райана . Последний стал стандартом для военных фильмов, которые сейчас снимаются как боевики с некоторыми эмоциональными сценами, но в основном натуралистическими.
Скриншот из фильма "Список Шиндлера" . Источник: Кинопоиск.ру
В России больше ни у кого не было этих бюджетов, и продолжение Никиты Михалкова « Утомленные солнцем» доказало, что современная аудитория больше не чувствовала старый подход к кино как «великому искусству», как это было в советском сознании. « Сталинград» Федора Бондарчука (2013) стал хитом именно по той причине, что он снят как голливудский боевик со спецэффектами, и он довольно патриотичен и универсален, по крайней мере, для азиатских киноманов.
Нынешняя система финансирования кинематографа делает комиссионные в канун 70-летия Победы . В этом году невероятное количество фильмов о войне, как никогда ранее. Вскоре в российских кинотеатрах выйдут «Битва за Севастополь» , римейк «А зори здесь тихие» и «Дорога в Берлин» , которая рассчитывает на государственное финансирование, рассказывающая историю о забытых товарищеских отношениях, сложившихся между солдатами из разных советских республик.