Найти в Дзене

Бунтарство в искусстве: возникновение поп-арта

В январе 1958 в галерее Лео Кастелли, которая в 60-70-х станет самой заметной коммерческой площадкой для искусства в мире, прошла выставка Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга. Менее чем за год до этого неожиданно скончался художник Джексон Поллок, и к тому времени международная арт-сцена кардинально изменилась: на смену абстракционизму пришло новое видение авангардизма. Некоторые пытались назвать появившиеся тенденции новым дадаизмом, но единственный, кто уже тогда почувствовал глубокое значение новой формы искусства, был английский критик Лоуренс Эллоуэй. В своей статье «Искусство и СМИ» (The Arts and the Mass Media) он говорит о поп-культуре, созданной банальными символами массового потребления — культуре, где товар интереснее предмета искусства. Так родился поп-арт: в контексте, где культура масс определяет его памятники. «Комбинации» Раушенберга, хоть и схожи с коллажами кубистов и ready-made дадаистов, вызвали огромный резонанс у публики. Впервые с такой безразличной брутальност
Рой Лихтенштейн, «Взрыв»
Рой Лихтенштейн, «Взрыв»

В январе 1958 в галерее Лео Кастелли, которая в 60-70-х станет самой заметной коммерческой площадкой для искусства в мире, прошла выставка Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга.

Менее чем за год до этого неожиданно скончался художник Джексон Поллок, и к тому времени международная арт-сцена кардинально изменилась: на смену абстракционизму пришло новое видение авангардизма. Некоторые пытались назвать появившиеся тенденции новым дадаизмом, но единственный, кто уже тогда почувствовал глубокое значение новой формы искусства, был английский критик Лоуренс Эллоуэй.

В своей статье «Искусство и СМИ» (The Arts and the Mass Media) он говорит о поп-культуре, созданной банальными символами массового потребления — культуре, где товар интереснее предмета искусства. Так родился поп-арт: в контексте, где культура масс определяет его памятники.

Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богатого мужчины» (I Was a Rich Man's Plaything).  Фундаментальная работа поп-арт движения — сочетает документы поп-культуры, такие как обложка романа pulp fiction, рекламу Кока-Колы и военного призыва.
Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богатого мужчины» (I Was a Rich Man's Plaything). Фундаментальная работа поп-арт движения — сочетает документы поп-культуры, такие как обложка романа pulp fiction, рекламу Кока-Колы и военного призыва.

«Комбинации» Раушенберга, хоть и схожи с коллажами кубистов и ready-made дадаистов, вызвали огромный резонанс у публики. Впервые с такой безразличной брутальностью вещи и образы из «вульгарной» реальности оказываются в центре картины.

Даже МоМа с внушительной коллекцией исторического авангарда изначально отказался принять эти работы, ссылаясь на то, что они сделаны из скоропортящихся материалов, сохранность которых невозможно гарантировать.

Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?» (Just what is it that makes today’s homes so different, so appealing?) часто называют самой первой работой поп-арта. Коллаж представляет обновленные версии Адама и Евы — культуриста и танцовщицу бурлеска, окруженных всеми удобствами, которые обеспечивает современная жизнь.
Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?» (Just what is it that makes today’s homes so different, so appealing?) часто называют самой первой работой поп-арта. Коллаж представляет обновленные версии Адама и Евы — культуриста и танцовщицу бурлеска, окруженных всеми удобствами, которые обеспечивает современная жизнь.

Тем не менее, уже в 1964 году на Венецианской биеннале Раушенберга назовут отцом-основателем поп-арта.

В 1963 году с выставкой Pop Art USA в Оклендском Музее Искусства происходит официальное признание американского поп-арта в музейной среде. Он характеризуется безличным, очищенным от эмоций запечатлением изображений без изменения их качества.

Дэвид Хокни «Большой всплеск»
Дэвид Хокни «Большой всплеск»

Художественный вклад автора минимален и практически ни на что не влияет. Часто изображаемые объекты являются ready-made — клише, взятыми из рекламы и перенесенными в контекст живописи.

Художники поп-арта используют контекст искусства, усиливая рекламу уже существующих стереотипов и простой язык, понятный всем и сразу.

Роберт Индиана
Роберт Индиана

Именно поэтому поп-арт — единственное авангардное направление искусства, которое обрело популярность у публики и медиа раньше, чем среди экспертов искусства.

Поп-арт идеально предназначен для доминирующей по численности упрощенной культуры среднего класса, которая себя с ним ассоциирует.

Джеймс Розенквист «Время белого хлеба»
Джеймс Розенквист «Время белого хлеба»

На полотнах поп-арта изображаются знаменитости и вещи, которыми люди пользуются каждый день. Понятное искусство любимо публикой 60-70-х.

Энди Уорхол «Застреленные Мерлин»
Энди Уорхол «Застреленные Мерлин»

В относительно строгий мир искусства представители поп-арта принесли вульгарную и властную жизненную силу, небрежную гордость, с которой каждый распознает свои культурные корни в быстро потребляемых и легко считываемых изображениях товаров за 9,99 центов.

Эд Рушей Standard Station
Эд Рушей Standard Station

Таким образом, поп-арт полностью меняет концепцию независимой ценности искусства: ничего не имеет ценности само по себе и обретает ее только в том случае, если способно получить внимание.

Клас Ольденбург
Клас Ольденбург

Разница между супом Кэмпбелл, купленным в магазине, и супом, подписанным Уорхолом, определяется не объективной природой вещи, а согласно социальному признанию и коду.

Банка супа Кэмпбелл, подписанная Уорхолом, которая оценивается в 3000-5000$
Банка супа Кэмпбелл, подписанная Уорхолом, которая оценивается в 3000-5000$

Гений и бунтарство Энди Уорхола заключался в том, что он понял отсутствие необходимости вкладывать свой талант в реализацию работ, — нужно адаптировать механизмы star system и имиджевого маркетинга, которые доминируют в массовой культуре, в искусство.

Уэйн Тибо
Уэйн Тибо

Так, чтобы добиться популярности в современной культуре, не нужно быть новым Леонардо Да Винчи — нужно быть новой Мэрилин Монро и живой Кока-Колой. Именно они становятся новыми предметами искусства, так как являются «живыми» мифами и кумирами. И если посвящать им произведения искусства, то и сам станешь кумиром, независимо от твоего художественной таланта.

«Бизнес — это следующая ступень после Искусства… После того как я занимался тем, что называется искусством, я подался в бизнес-искусство. Я хочу быть Бизнесменом Искусства, или Бизнес-Художником… зарабатывание денег — это искусство и работа — это искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство», — Энди Уорхол.

Единственные параметры измерения ценности искусства в эпоху поп-арта — это практически кинематографическая известность, которую искусство принесет своему автору, и экономическая ценность, доставляющая удовлетворение и вызывающая уважение.

Энди Уорхол «Камуфляжный автопортрет»
Энди Уорхол «Камуфляжный автопортрет»

Текст: Валерия Маркова