В январе 1958 в галерее Лео Кастелли, которая в 60-70-х станет самой заметной коммерческой площадкой для искусства в мире, прошла выставка Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга.
Менее чем за год до этого неожиданно скончался художник Джексон Поллок, и к тому времени международная арт-сцена кардинально изменилась: на смену абстракционизму пришло новое видение авангардизма. Некоторые пытались назвать появившиеся тенденции новым дадаизмом, но единственный, кто уже тогда почувствовал глубокое значение новой формы искусства, был английский критик Лоуренс Эллоуэй.
В своей статье «Искусство и СМИ» (The Arts and the Mass Media) он говорит о поп-культуре, созданной банальными символами массового потребления — культуре, где товар интереснее предмета искусства. Так родился поп-арт: в контексте, где культура масс определяет его памятники.
«Комбинации» Раушенберга, хоть и схожи с коллажами кубистов и ready-made дадаистов, вызвали огромный резонанс у публики. Впервые с такой безразличной брутальностью вещи и образы из «вульгарной» реальности оказываются в центре картины.
Даже МоМа с внушительной коллекцией исторического авангарда изначально отказался принять эти работы, ссылаясь на то, что они сделаны из скоропортящихся материалов, сохранность которых невозможно гарантировать.
Тем не менее, уже в 1964 году на Венецианской биеннале Раушенберга назовут отцом-основателем поп-арта.
В 1963 году с выставкой Pop Art USA в Оклендском Музее Искусства происходит официальное признание американского поп-арта в музейной среде. Он характеризуется безличным, очищенным от эмоций запечатлением изображений без изменения их качества.
Художественный вклад автора минимален и практически ни на что не влияет. Часто изображаемые объекты являются ready-made — клише, взятыми из рекламы и перенесенными в контекст живописи.
Художники поп-арта используют контекст искусства, усиливая рекламу уже существующих стереотипов и простой язык, понятный всем и сразу.
Именно поэтому поп-арт — единственное авангардное направление искусства, которое обрело популярность у публики и медиа раньше, чем среди экспертов искусства.
Поп-арт идеально предназначен для доминирующей по численности упрощенной культуры среднего класса, которая себя с ним ассоциирует.
На полотнах поп-арта изображаются знаменитости и вещи, которыми люди пользуются каждый день. Понятное искусство любимо публикой 60-70-х.
В относительно строгий мир искусства представители поп-арта принесли вульгарную и властную жизненную силу, небрежную гордость, с которой каждый распознает свои культурные корни в быстро потребляемых и легко считываемых изображениях товаров за 9,99 центов.
Таким образом, поп-арт полностью меняет концепцию независимой ценности искусства: ничего не имеет ценности само по себе и обретает ее только в том случае, если способно получить внимание.
Разница между супом Кэмпбелл, купленным в магазине, и супом, подписанным Уорхолом, определяется не объективной природой вещи, а согласно социальному признанию и коду.
Гений и бунтарство Энди Уорхола заключался в том, что он понял отсутствие необходимости вкладывать свой талант в реализацию работ, — нужно адаптировать механизмы star system и имиджевого маркетинга, которые доминируют в массовой культуре, в искусство.
Так, чтобы добиться популярности в современной культуре, не нужно быть новым Леонардо Да Винчи — нужно быть новой Мэрилин Монро и живой Кока-Колой. Именно они становятся новыми предметами искусства, так как являются «живыми» мифами и кумирами. И если посвящать им произведения искусства, то и сам станешь кумиром, независимо от твоего художественной таланта.
«Бизнес — это следующая ступень после Искусства… После того как я занимался тем, что называется искусством, я подался в бизнес-искусство. Я хочу быть Бизнесменом Искусства, или Бизнес-Художником… зарабатывание денег — это искусство и работа — это искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство», — Энди Уорхол.
Единственные параметры измерения ценности искусства в эпоху поп-арта — это практически кинематографическая известность, которую искусство принесет своему автору, и экономическая ценность, доставляющая удовлетворение и вызывающая уважение.
Текст: Валерия Маркова