Невероятная история проповедника и его юного ученика, мальчика-саама Юсси. Лето 1852-го, глухая деревушка на самом севере Швеции. Юсси сбежал из дома, где голодал и страдал от побоев. Вскоре ему предстоит составить компанию ученому человеку Лестадиусу в его ботанических экспедициях, во время которых сложится их дуэт учителя и ученика. Проповедник научит Юсси различать растения, читать и писать, а также любить и бояться Бога. Лестадиус несет слово Божье саамам-язычникам. Но однажды увлечение ботаникой подтолкнет пастора и Юсси на совершенно неожиданный путь. На отдаленном хуторе пропала служанка - не вернулась из леса, где пасла коров. Там где, она пропала, на стволах деревьев обнаружены следы медвежьих когтей. Все уверены, что девушку задрал медведь-людоед. И только проповедник сомневается. Так начинается расследование, которые ведут пастор Лестадиус и мальчик-саам (неожиданная литературная реинкарнация пары Холмс-Ватсон).
Резюме: Великолепное многослойное произведение, сочетающее в себе увлекательнейший детектив, исторический роман на малоизвестную в России тему и философские рассуждения о вере, книгах и памяти. Первый претендент на итоговую подборку "Лучшие книги 2020 года".
Избранная цитата:
На полке у проста книги стоят корешок к корешку, стоят и загадочно поблескивают старой позолотой, а между корешками полно самых разных времен. Время, которое пошло, чтобы книгу написать, время, которое в ней описано, время, которое тебе понадобилось, чтобы ее прочитать. А если полка длинная, книги вмещают куда больше времени, чем длится жизнь. И времени, и мыслей - думай хоть с утра до ночи, столько не надумаешь.
Понравится, если понравились: Джулиан Барнс "Артур и Джордж"
Плюсы:
- Увлекательный детективный сюжет. По существу, "Сварить медведя" - это детектив. В Паяле, где и происходят все события, совершаются нападения на девушек. В первый раз все вроде бы указывало на медведя, но вот во второй животное явно совершенно не причем. Какое-то серьезное расследование ведет только местный священник - реальная историческая личность Ларс Леви Лестадиус - и его приемный сын мальчик Юсси. Детектив выстроен очень интересно. Сперва все ниточки ведут в одном направлении, потом совершенно в другом, и в какой-то момент даже начинает казаться, что и рассказчик у нас ненадежный. До самой разгадки никакой уверенности в личности убийцы нет. В ходе самого расследования герои используют обширный криминалистический арсенал - и крайне новую для того времени дактилоскопию, и тщательный осмотр места преступления, и что-то напоминающее судебно-медицинскую экспертизу, и даже контрольную закупку. И, что довольно нестандартно для литературного детектива, мотивам преступления уделено гораздо меньше внимания, чем "вещественной" стороне его раскрытия.
- Расширение кругозора. Действие происходит в конце XIX века в Швеции. О происходившем там в то время мы знаем очень мало. Поэтому было очень интересно узнать про движение Пробуждения, про взаимоотношения шведского, финского и саамского населения. Упомянуто и восстание в Каутокейно - достаточно значимое связанное с Пробуждением событие, которому посвящен даже отдельный фильм. Ну и сам Ларс Леви Лестадиус - очень значимая фигура того периода, собственно, основатель движения Пробуждения и отдельного течения в протестантизме, а также видный ученый-ботаник.
- Философский подтекст. Очень много внимания Микаэль Ниеми уделил теме грамотности, книгам, памяти и словам. Юсси отсчитывает свою жизнь по факту с момента, когда прост вписал его в приходскую книгу - а если ты записан, то тебя уже и не забудут. Сами книги рассматриваются как бесконечное вместилище времени, которое, в отличие от жизни, даже можно гонять в ту или иную сторону, отматывать назад. Но даже мало только читать, писать и сохранять себя в памяти людей - надо научиться и преобразовывать буквы в слова, произносимые другим людям, то есть научиться говорить так, чтобы тебя слышали и понимали. В этой части в книге есть даже очень дельные советы для публичных выступлений.
- Очень красивый язык. Книга написана очень певучим, очень красивым языком, за сохранение которого для русскоязычных читателей огромное спасибо переводчику. Необычные, очень натуралистичные описания позволяют крайне живо представлять себе происходящее. Вот, например:
Совсем рядом бежит река. Даже не рядом - река бежит со всех сторон. Она похожа на стекло, на окна в пасторской усадьбе. Вечный стеклянный пол плывет и плывет, пока у порогов не разбивается, разбрасывая пену, в мелкие осколки. Порог - как открытая рана на нежной коже воды, и через эту рану на поверхность выплескиваются ярость и грозная сила.
Или:
Я думаю об измученных соснах, о скрученных березах, зацепившихся за острые камни на склонах гор. Вот они, буквы! Черные сучья усердно записывают свои невеселые воспоминания на серой бумаге неба. Иногда похоже на "л", иногда на "к" или на "р". И, если постараться, если не торопиться, наверняка можно прочитать множество интересных, печальных и странных историй.
- Правильная подача актуальной повестки дня. В "Сварить медведя" есть очень актуальная для современной повестки дня тема феминизма. Однако она очень талантливо подана так, что не раздражает читателя своей исключительной актуальностью, и со страниц книги никто из персонажей не кричит "Женщины очень круты, восхищайтесь ими". Но, напротив, несколько вскользь и без подробностей упоминается, что духовный подъем у Ларса Леви Лестадиуса, после которого он и начал Пробуждение, произошел после встречи с простой саамской девушкой Миллой Клементсдоттер. В тихой беседе с супругой обсуждается, что женщины, возможно, даже лучшие проповедники, чем мужчины. А сама концовка становится возможна благодаря появлению еще одной хрупкой тихой девушки, оказавшейся просто невероятно отважной. Самый же мой любимый персонаж - сама супруга Лестадиуса, Брита Кайса, вроде бы такая незаметная, но совершенно необходимая, домашняя и надежная, настоящая опора для своего мужчины. Таким образом, крутость женщин показана на деле, не выпячивается в основной сюжет и не мешает ему, и тем, на самом деле, только еще больше работает на ту самую актуальную повестку.
- Хороший конец. Тут небольшой спойлер - роман заканчивается хорошо, полным торжеством справедливости. И это очень правильно - все-таки плохие и злые люди не должны побеждать, хотя бы просто в книгах.
Минусы:
- Натуралистичность. Хотя очень поэтичный язык книги - ее безусловный плюс, он имеет и обратную сторону. Автор крайне натуралистично описывает не только природу, книги и бытовые подробности, но и многие неприятные явления и вещи. От натуралистичных описаний таких вещей иногда действительно становится как-то нехорошо, и хочется побыстрее пролистать до следующего "нормального" эпизода.
- Слишком хороший конец. В конце один из героев оказывается за все свои страдания вознагражден любимой девушкой. И это вроде бы хорошо, вот только сама девушка по сюжету такого счастья совсем не заслужила. Поэтому это один из совсем немногих элементов "Не верю" в "Сварить медведя".
ГОРЯЧО РЕКОМЕНДОВАНО БЛОГОМ "НЕМНОГО О КНИГАХ"
***
Пожалуйста, ставьте "лайки" и комментируйте, если вам нравится.