На экраны выходит новый фильм Романа Полански (Roman Polanski, Roman Polański ) "Офицер и шпион" (оригинальное название: "J'accuse" - "Я обвиняю"), посвященный знаменитому делу Дрейфуса .
В связи с этим есть напомнить читателям основные вехи биографии режиссера.
Окончив в 1950-х польскую киношколу, Полански после нескольких эксцентричных короткометражек снял психологическую драму «Нож в воде» (1962), навеянную, по-видимому, картиной Рене Клемана «Жгучее солнце» (1960).
Но Польша представлялась Роману только первой ступенью к мировому признанию. Следующие два фильма он поставил в Англии.
В «Отвращении» Полански своеобразно доводил до крайней точки антониониевскую тему отчуждения. У героини фильма (Катрин Денёв) по ходу действия нарастал тотальный патологический страх. Р. Полански ненавязчиво акцентировал симптомы этого безумия, в лучших хичкоковских традициях обыгрывая детали, зловещие ракурсы, светотени, кошмары сновидений...
В следующей английской картине Р. Поланского «Тупик» снялась сестра К. Денёв - Франсуаз Дорлеак. Фильм был поставлен на стыке иронично-философской притчи и стилизованной гангстерской драмы. История о том, как раненый бандит вторгся в жизнь владельцев виллы, находящейся в провинциальной глуши, была рассказана увлекательно и ярко.
После «Тупика» в жизни Романа Поланского произошел еще один поворот. Он переехал в Голливуд, женился на кинозвезде Шерон Тейт, сыграл вместе с ней в своем первом американском фильме «Неустрашимые убийцы вампиров».
Вслед за успехом этой ленты последовал зрительский триумф экранизации сенсационного мистического романа «Ребенок Розмари» с Миа Фэрроу в главной роли. Опираясь на богатое наследие американского жанрового кинематографа, Поланскому удалось удержаться на грани реальности и дьяволиады, благодаря чему атеисты могли воспринимать картину как мастерский триллер о молодой женщине, страдающей манией подозрительности, а верующие - как рассказ о кознях Сатаны, возжелавшего завладеть душой и телом героини...
По воле злого рока тема этой картины трагически отозвалась в судьбе самого Поланского. Во время одного из его европейских вояжей религиозные фанатики из секты некого Чарлза Менсона, называвшего себя Иисусом-Сатаной, ворвались на виллу режиссера и зверски убили его беременную жену вместе с ее гостями...
Еще одну свою картину - «Китайский квартал» - Полански поставил в традициях классических гангстерских фильмов 1930-х – 1940-х. Недаром в роли отца главной героини (ее роль сыграла Фэй Данавей) появился на экране режиссер Джон Хьюстон - создатель «Мальтийского сокола» (1941) - признанной вершины этого чисто американского жанра.
Друг Романа Поланского - Джек Николсон с блеском сыграл в «Китайском квартале» роль частного детектива. Столь успешное творческое сотрудничество наверняка бы продолжилось, но вскоре в судьбе Р. Поланского произошел еще один драматический поворот: в 1977 году он был обвинен в совращении несовершеннолетней и сбежал в Европу...
Во Франции Полански снял фильмы «Жилец» с Изабель Аджани и «Тэсс» с Настасьей Кински. «Тэсс» получила высшие французские кинематографические награда и даже попала в наш официальный прокат. Увы, в купированном и лишенном цвета варианте...
«Я плейбой от кино. Мне нравятся любые жанры, так же как мне нравятся женщины любых типов, - признается Полански в интервью итальянскому журналу «Панорама». И его фильмы 1980-х – «Пираты» и «Неистовый» - яркое тому подтверждение. Оба они представляют собой тщательно сконструированные постмодернистские ленты, которые под зрелищностью жанров скрывают «подводные рифы» цитат, параллелей, пародийных линий.
Для одних зрителей «Пираты» - увлекательный боевик в духе «Багдадского вора», «Острова сокровищ» и «Одиссеи капитана Блада». Для других - источник наслаждения от игры с переосмысленными мотивами синематечной приключенческой классики. «Неистовый» вполне может восприниматься как рядовой триллер об исчезновении жены американского ученого (Харрисон Форд), приехавшего на международный конгресс, а может - как своего рода озорной «дайджест» детективного жанра, черных трайлеров и гангстерских саг - от Хичкока до наших дней...
Но самым знаменитым фильмом Поланского стал "Пианист" (2002) - драматическая история о еврейском гетто в Варшаве военных времен...
За этот фильм Р. Полански был удостоен премии "Оскар"
Александр Федоров