Кирилл Сафонов о профессионализме, работе с родственниками и возрасте.
Продолжение. Начало здесь.
О профессионализме
«О непрофессиональных актёрах я не смогу сказать лучше, чем Гэри Олдман (британский актер и режиссёр – прим.авт.). Есть такой ролик на ютубе «Актеры против спортсменов в кинематографе». Держа в руках баскетбольный мячик, звезда фильма «Дракула» говорит о том, что он очень любит этот вид спорта, и с удовольствием играет в баскетбол с друзьями, но не собирается идти в NBA.
Иногда людям со стороны кажется то, чем мы занимаемся, очень простым. И да, кое-кому везёт, и они приходят в нашу профессию каким-то интересным персонажем и дальше продолжают эксплуатировать его, играя одно и то же.
Но это не профессия. Профессия — это когда не образ подстраивают под тебя, а ты воплощаешь образ. И это, скажу я вам, совершенно другой интерес.
Я вообще не понимаю, зачем люди приходят в актёрскую профессию просто так. Возможно, им не хватает популярности или ещё чего. Но есть ведь и другие способы стать популярным, не обязательно для этого идти работать в кино или театр.
Популярность актёра — это такая болезненная штука. Она тебя может поднять на высоту, но так же может и скинуть с высоты, просто размазать… И всё это происходит иногда в течение нескольких секунд. И неважно, какую гениальную вещь ты сыграл до этого.
Я считаю, что актёрская профессия — это очень большое ремесло, которое ты должен держать в руках, ты должен его знать. И только на этом фундаменте можно двигаться дальше, импровизировать, заниматься творчеством, чем угодно. То есть делать не то, что ты можешь, а то, что ты хочешь. Вот в этом разница между дилетантами и профессионалами. Любитель делает то, что может. А профессионал делает то, что он хочет. А это разные вещи».
О подмене реальности
«Иногда бывает, что киношный персонаж продолжает жить и в реальности. Точнее я продолжаю жить этим персонажем. И сам этого не замечаю. Бывает, прихожу домой, и вдруг жена начинает меня останавливать: «Всё, всё, всё, выдыхай, выдыхай…» Так было, когда мы снимали фильм «Улыбка пересмешника». Я приходил домой и не мог остановиться. Поэтому хорошо, что есть семья, тепло, уют. Это каждому человеку важно, но актёрам особенно. Потому что им нужно, чтобы их «гасили».
Об актёрской ревности
«Актёрская ревность — это один из самых больших недостатков нашей профессии. Наверное, именно из-за этого чувства её и называют нечеловеческой.
Это чувство очень сложно. Его нельзя определить. Оно живёт в тебе. И если ты его не найдешь и не превратишь во что-нибудь позитивное, оно будет тебя съедать изнутри…
У меня был такой случай. Мой замечательный приятель Володя Портнов, мой старший товарищ, который работал в театре на Малой Бронной, переехал в Израиль, где мы вместе стали выступать на одной сцене. И вдруг его по непонятной для меня причине вводят в мюзикл «Мастер и Маргарита» и говорят, что теперь он будет работать со мной в паре. Что происходило со мной в следующие два дня, это сложно передать. Я не спал и не ел. Чувство ревности съедало меня изнутри. Это как некий ядерный взрыв внутри тебя. Но мне повезло, что предметом этой зависти-ревности был именно Володя. Поэтому я просто подошёл к нему и предложил: «Володя, давайте я помогу вам ввестись в эту роль». И меня сразу отпустило. Я начал дышать. И с тех самых пор, когда я чувствую то, что называется актерской завистью, я стараюсь его — нет, победить это чувство невозможно — стараюсь сделать это чувство конструктивным».
О работе с родственниками
«Я очень жёсткий человек. Это касается и актёрства, и режиссуры. В момент работы, когда ты видишь свою цель, то идёшь прямо. Поэтому я не приветствую родственных связей на площадке. Потому что могут возникнуть конфликты, которые лучше избегать. Семья должна быть семьей, дом — домом. Но если вдруг возникнет такая ситуация, и это будет на самом деле достойное и интересное сотрудничество, я буду этому только рад».
О творческих застоях
«Застои — это, скорее всего, общечеловеческая история и они случаются с каждым из нас. Но есть нюансы. Художник, к примеру, по своей природе индивидуалист и может себе позволить дни, а может и месяцы размышлений о том, что идёт не так. А то, чем занимаемся мы — это процесс, в который вовлечено большое количество людей. Поэтому мы не можем выпасть из обоймы, мы не сами по себе. Потому что в любом случае, то чем мы занимаемся, будь то театр или кино — это производство.
Для того, чтобы актёр вышел на сцену, задействовано огромное количество людей: от костюмера до режиссёра. И поэтому я вряд ли могу позвонить и сказать: «Ребята, у меня творческий застой, извините, я сегодня не приду».
Хотя припоминаю один случай. Я жил тогда в Израиле. И по сути ничего не делал, кроме того, что три месяца подряд играл в компьютерные игры. Это было какое-то странное время, когда мне звонили и куда-то приглашали, а я в ответ говорил: «Извините, я сейчас очень занят. У меня очень много работы. Нет-нет, я не могу», — вешал телефонную трубку и продолжал играть в компьютерную игру».
О поддержке
«Кто меня поддерживает и вдохновляет? Сначала это, конечно, была моя мама, затем эстафету подхватила моя жена. Нет, это не значит, что я маменькин сынок и подкаблучник. Есть другая фраза, которая звучит так: за любым великим мужчиной стоит великая женщина. Я бы сказал, что именно эта фраза характеризует меня. Хотя, конечно, это прозвучало жутко нескромно. Простите. Но я эту фразу произнес по отношению к женщинам, не к себе».
О возрасте
«Сколько играть актеру: до последнего вздоха или уходить в определенный момент на пенсию — всё зависит от человека. Например, Энтони Хопкинс играет до сих пор, и каждая его работа становится для меня любимой. Фильм «Самый быстрый Индиан», по-моему, одна из его самых гениальных.
Но есть, к примеру, Аль Пачино и есть Де Ниро. Я с величайшим уважением отношусь к ним обоим, но почему-то именно Роберт де Ниро сейчас снимается много и часто. Причём с возрастом стал сниматься в каких-то довольно странных фильмах. Может быть, у него много внуков, и он старается их всех обеспечить?.. В любом случае, это оценочное суждение, лично мой взгляд.
А вообще, актёр или актриса — это такая замечательная профессия, что в любом возрасте для тебя будет роль».
Читайте также:
«Плохой парень» Кирилл Сафонов о сериалах и юморе (1 ч.)
Уроженец Экибастуза выпустил саундтрек к российскому сериалу
Рашид Нугманов: «Кино – это не написание романов, это бизнес»
Билл Эйнрейнхофер: «Телевидение — больше не центр медийной вселенной»