И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Откровение Иоанна
Вот такое у нас веселое начало, ибо речь сегодня пойдет о втором столпе ужаса карательной кулинарии – лютефиск.
Как всегда, история этого блюда уходит своими корнями в далекие времена когда, дожив до 30 лет, ты мог презрительно называть всех щеглами пестрозадыми и после скопытится от гангрены, полученной после ковыряния в носу.
Первое упоминание лютефиска относится к 1555 году, когда шведский учёный и дипломат Олаф Магнус решил описать процесс приготовления этого поварского ужаса и раннего прототипа иприта. Как гласят легенды, однажды в студеную зимнюю пору..пардон на классику потянуло, в общем у викингов сгорел склад с рыбой или дракар. У викингов вечно что-то горело, хотя от них припекало всей Европе. В итоге буйные норвежские парни остались без еды, а как известно при хроническом неупотреблении пищи возможен немного летальный исход. А еще погода была мерзкая, как говорил Хазанов – деревню Гадюкино смоет. Когда дождь утих, а последняя гадюкинская изба со стариком Пахомом, сидящим на крыше, скрылась в водной пучине, викинги поняли – надо жрать. Матерясь, они раскопали несчастную треску, которая была когда-то сушеной а после СПА процедур в щелоке, который образовался из золы, стала совсем не сушеной. Рыба преобразилась
Треска стала студенистым нечто, или как говорят люди с отклонениями в психике – нежной желеобразной. Про запах я молчу, ибо наверняка первый викинг , который раскопал ЭТО упал рядом с треской и тоже приобрел нежную желеобразную консистенцию и специфический острый запах. Но нашелся смелый парень с хроническим насморком, который промыл несчастную рыбу от золы и гнусавя, мол хааошая ыыба, стал ее натурально ртом есть. Викинги делали ставки на какой минуте треска выйдет обратно на волю, но животина оказалась упрямая, а желудок храбреца – железным. Поняв, что это можно есть, остальные присоединились к пиру, ободряя друг друга и с силой удерживая живность в животе.
Итак, что ж это такое ? Лютефиск - это треска, высушенная до состояния холодного оружия. Если тушка не ломалась после пятого удара по буйной голове, то она готова. Далее треску оставляли в растворе каустической соды на трое суток, если передержать, то рыбка печально расползется в жидкое нечто, которое будет укоряюще смотреть на вас. После щелочной СПА-процедуры мясо тщательно промывают несколько дней в воде, после чего его готовят, как обычную рыбу. Выглядит лютефиск так
Ну рыба и рыба, но нет дорогой читатель. Это не рыба и не мясо, это то из-за чего создали Женевскую конвенцию. Дело в том, что щелочь делает чудеса, превращая рыбу в жуткое нечто с непередаваемым вкусом. Есть отдельная секта людей, которые любят это блюдо! Вот как по их мнению надо подавать лютефиск:
«Один из классических рецептов лютефиска следующий — прогреть духовку до 200 градусов, уложить куски рыбы на поддон кожей вниз и хорошо обсыпать морской солью тонкого помола. После этого закрыть рыбу алюминиевой фольгой и продержать в духовке около сорока минут. Готовую рыбу сервируют гороховым пюре, кусочками бекона и отварным картофелем. Блюдо посыпается молотым черным перцем и подается с горчицей и сыром из козьего молока. Традиционно к лютефиску подают сильно охлажденное пиво и норвежскую сорокоградусную водку "аквавит"», — говорит Фредерик Рейне.
Поверим этому товарищу на слово. Дело в том, что аквавит называют черной смертью – это водка из картофеля, настоянная на тмине. То есть смотрите, товарищ Рейне уже намекает - Мол трезвым это есть невозможно. Поэтому пейте до такого состояния, когда вы не отличите вкус шоколада с зефиром от вкуса шоколада с майонезом.
Так какой же он на вкус? Вот свидетельство очевидца:
Возьмите приготовленный без сахара зефир, смешайте его с переваренной японской лапшой, а потом вымочите все это в ацетоне. Оставьте мариноваться в холодном масле от печени трески при комнатной температуре на несколько дней. Когда оно достигнет подходящей консистенции (хотя слово “подходящий” здесь немного проблематично использовать), подогрейте до чуть теплого состояния, посыпьте тысячами мелких, острых, невидимых рыбных косточек и подавайте на стол.
Ну как? Побежали слюнки, Или это не слюнки, ой! А ведь норвежцы едят это на рождество! У нас новый год — это оливье, селедка под шубой, а у храбрых до полудурости норвегов – это рыбное щелочное желе, которое своим видом показывает, что оно убьёт тебя и потом улетит вместе с валькириями в Вальхаллу, где будет сидеть за одним столом вместе с Одином.
С вами был мужик на кухне и завтра мы узнаем третьего всадника кулинарного апокалипсиса, на фоне которого сюрстремминг и лютефиск это вкусный нежный питательный продукт, рекомендованный детям.
P.S. Регулярное употребление лютефиска вредит вашему желудку и здравому смыслу