Найти в Дзене
Журнал N1.RU

Ну, погоди!», свистульки-паровозики и лампы для телевизора: что унес с собой легендарный завод НЭВЗ

Оглавление

История проекта времен великой стройки: от студентов-аграрников до мясокомбината и нанокерамики

Фото: Константин Голодяев
Фото: Константин Голодяев

21 января в Новосибирске начали сносить корпус предприятия «НЭВЗ-Союз» на Красном проспекте, 220 к1. Главный фасад, который выходил на центральную улицу города, разрушили за считанные дни, ну а сейчас, спустя неделю, от здания остались одни обломки. Журнал N1 вспомнил, чем было знаменито предприятие, некогда гремевшее на весь Союз.

Рабочие вместо студентов

Сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев рассказал журналисту N1, что это здание имело неординарную историю. Его строили в 1940 году как главный корпус сельскохозяйственного института, который тогда временно размещался в Доме социалистического земледелия на Горького, 78.

«Здесь, в сосновом бору, на берегу речки 2-я Ельцовка, предполагалось не только возведение учебных корпусов, но и организация обширных опытных полей. Однако с началом войны корпус достраивали уже под эвакуированный из Ленинграда завод „Светлана“, получивший № 617. В нем разместили цеха и заводоуправление», — рассказал краевед.

Он также добавил, что к заводу прямо по Красному проспекту подвели узкоколейную железную дорогу, по которой в цеха доставляли сырье, топливо и рабочих. Для этого перед заводоуправлением построили деревянный остановочный павильон. Дом социалистического земледелия на Горького заняли мощности завода имени Коминтерна № 208. 

«Студенты-аграрники начали свои мытарства по городу», — добавил Голодяев.

Схема строительства института с недостроенным главным корпусом (1941 год). Фото: Константин Голодяев
Схема строительства института с недостроенным главным корпусом (1941 год). Фото: Константин Голодяев

Уходящая эпоха

Первым о сносе завода на своей странице в «Фейсбуке» сообщил новосибирский художник Константин Еременко. В разговоре с журналистом N1 он рассказал, что его родственники работали при НЭВЗ. По его словам, после эвакуации для завода не искали готовых зданий, все строилось с нуля. В этом его отличие от других предприятий, которые переехали в Новосибирск и могли располагаться, например, в складах и конюшнях, где сразу же начинали выпускать продукцию. 

«Сначала строили цеха. Насколько я понимаю, строили сами рабочие. При этом жили все в землянках. Даже когда завод заработал, люди продолжали жить под землей. То есть часть Красного проспекта вокруг завода и улицы Залесского была таким вот подземным миром. Первое жилье начали строить уже после войны. Дома тоже различались по качеству. Получше и повыше строилось для начальства, строили их пленные немцы. Для простых людей строили зеки, что в итоге сильно сказалось на качестве», — пояснил художник. 

Фото: Константин Еременко
Фото: Константин Еременко

Несколько десятилетий завод работал стабильно и выпускал два типа основной продукции: электронные лампы, которые использовал, в основном, оборонный комплекс, а также вольфрамовую нить. Позже в электронике начали применять транзисторы, но производство ламп в Советском Союзе еще продолжалось.

Волки, яйца и свистульки

В 80-х на заводе трудилось около 20 тысяч новосибирцев. Когда во второй половине десятилетия в СССР наступила перестройка, производственные мощности НЭВЗ решили перевести на мирную продукцию. 

«Новый директор завода быстро среагировал и стал выпускать свистульки в виде паровозиков, — делится Еременко. — И это был, как ни удивительно, успех. Просто в то время, кроме как эти свистульки, покупать было нечего. Далее было уже реально полезное дело. Завод стал выпускать электронные игрушки типа „Ну, погоди!“, где волк ловил яйца. Вот в них играли дети со всего Союза».

Фото: Роман Бернадский / NGS
Фото: Роман Бернадский / NGS

Спустя время директор завода решил сдавать помещения в аренду, что также принесло пользу городу. Если, например, соседние заводы стояли на простом производстве, то компании-арендаторы начали выпускать разнопрофильную гражданскую продукцию и предлагать услуги. Позже там появился мясокомбинат «Торговая площадь» и выставочный комплекс «Сибирская ярмарка». НЭВЗ повидал несколько редакций, типографий и мелких производств.

В ночь с 19 по 20 мая 2014 года в Заельцовском районе Новосибирска произошел пожар в здании, где находился популярный зеркальный лабиринт иллюзий «Галилео». Обгоревшее строение решили не ремонтировать и снесли. Сейчас, по словам Еременко, там строят жилой комплекс.

Одно из предприятий, которое до сих пор находится на территории легендарного завода, — АО «НЭВЗ-Керамикс», принадлежащее холдингу «НЭВЗ-Союз» и «Роснано». Компания производит наноструктурированную керамику для энергетики, радиоэлектроники, машиностроения и медицины. 11 ноября 2019 года компания «Сибирьлифтремонт» потребовала признать предприятие банкротом и обратилась в Арбитражный суд. Летом того же потребовала федеральная налоговая служба, указав в исковом заявлении сумму в 49,9 миллиона рублей. В итоге «НЭВЗ-Керамикс» погасил задолженность перед налоговиками.

Фото: Александр Ощепков / NGS
Фото: Александр Ощепков / NGS

В прошлом году здание покинуло детское отделение клинической консультативно-диагностической поликлиники № 27 — завод не продлил с ней договор. Как объяснял генеральный директор «НЭВЗ-Союз» Виктор Медведко, площади решили перестать сдавать в аренду в рамках ликвидации непроизводственных активов. 

По информации из Единого государственного реестра недвижимости, сейчас ни здание завода, ни земля под ним не принадлежат предприятию. С 27 декабря ими владеет специализированный застройщик «Новый Мир Химметал». Компания планирует снести здание к лету 2020 года. Что построят на его месте, застройщик пока не решил.

Текст: Никита Грачев