Даже скажу больше. Я столкнулся с ситуацией, когда мне нужна была не только таблица умножения, но и алгоритм умножения столбиком. Точнее, одна из закономерностей позиционной системы счисления, на которых он основан.
Ситуация, прямо скажем, безумно регулярная, попадаю в неё каждый день по сто раз на дню.
Я проходил тест по математике, ссылку на который выдала мне лента.
Тест состоял из 10 примеров на деление с выбором одного из четырёх вариантов ответа. По правилам теста, запрещалось пользоваться калькулятором. Я решил, что я же ковбой, я перепрыгну, мне можно ещё и без бумажки проходить этот тест, сейчас я в уме всё порешаю. Делить-то я умею.
Большинство примеров - это деление четырёхзначных чисел на двузначные. Прикидочно решить, какой из вариантов ответа ближе, не получилось бы, потому что ближайшие ответы различались не больше, чем на единицу.
Примерно так:
2403 / 27 =
И вот теперь пришло время для великой, ужасной и самой нужной в математике - таблицы умножения. Наконец-то я её достал из долговременной памяти. Заодно и метод умножения столбиком всё из того же второго класса начальной школы выкопал.
Секрет быстрых расчётов в такой ситуации же прост - его все знают. Можно работать по последней цифре. А цифры, надо сказать, поганенькие специально подобрали: 6,7,8 - на которые тяжело умножать. Именно их я и выучил как реперные точки для восстановления всей таблицы.
Тест меня не зацепил бы, если бы не тот факт, что это был первый раз, когда мне в реальной жизни (не связанной с профессиональной деятельностью или объяснением детям/внукам математики) пригодилась таблица умножения (именно заученная часть) и метод умножения столбиком (тоже не весь). До сих пор я прекрасно обходился сложением, прикидками, а при необходимости сложных и точных расчётов - калькулятором.
PS.
Читайте мои статьи о таблице умножения (1, 2, 3), о необходимости школьных знаний в реальной жизни.