Найти тему
Владимир Хомяков

Всеволод Чаплин и патриарх Кирилл

В отличие от Папы римского, наш Патриарх даже формально не считается "непогрешимым"
В отличие от Папы римского, наш Патриарх даже формально не считается "непогрешимым"

В среду я присутствовал на трёхчасовом отпевании преставившегося накануне протоиерея Всеволода Чаплина. На мой взгляд – неоправданно затянутом, что потребовало от не поместившейся в храм толпы изрядного волевого усилия, чтобы выдержать всё до конца. Но речь не о том. А о политическом «проколе» Патриарха, который неминуемо нанесёт ещё один чувствительный удар по его репутации.

О крайне неприязненном отношении патриарха Кирилла к своему бывшему помощнику известно всем. Изначально, будучи главой Синодального отдела по взаимодействию Церкви и Общества, т.е. «церковным чиновником», отец Всеволод поневоле озвучивал «официальную линию». Но после своего увольнения, начав служить в «суворовском» храме Феодора Студита, получил возможность открыто выражать свои мысли.

Он не соглашался с экуменизмом, навязываемым нашей Церкви нынешним священноначалием, братанием с вероломным Ватиканом («отблагодарившим» РПЦ церковным расколом на Украине), чуть было не похоронившим репутацию Православия предательским Критским собором и т.д.

Будучи и до этого "медийной" личностью, он ещё активнее включился в общественную жизнь, открыто критикуя власть за, скажем так, совсем не христианские подходы к руководству страной и своим обязанностям. И всё это, разумеется, не могло нравиться Патриарху.

Когда-то Патриарх Кирилл и Всеволод Чаплин были вместе.
Когда-то Патриарх Кирилл и Всеволод Чаплин были вместе.

Всё так. Но ведь смерть человека должна по идее прекращать все прежние обиды, не так ли?! Особенно – если речь о взаимоотношениях двух священников.

К сожалению, случилось прямо противоположное. Патриарх Кирилл не просто не приехал на похороны, показав всем пример христианского умения прощать и любить ближнего. Патриархия не дала ни копейки на погребение, отказала в месте на «престижном» кладбище, где хоронят известных представителей Церкви. Более того: поговаривают, что именно с её подачи московские власти не прислали на место массового скопления людей ни одного полицейского, не выделили ни одного туалета.

Впрочем, не испугавшись вызвать неудовольствия Патриарха, в храме служили более 30 священников, а накануне вечером приехали и провели вечернюю службу аж целых три митрополита. Что, согласитесь, есть лучшее свидетельство того, что далеко не вся Церковь одобряет поступок своего руководителя.

А многие пришли. Несмотря ни на что.
А многие пришли. Несмотря ни на что.

Ну, да это их внутренние разборки. Мне же вот что непонятно. Как будет Патриарх Кирилл завтра проповедовать нам о христианской любви к ближнему и необходимости «прощать врагов своих»? Как будет договариваться с Богом, которого в ежедневной молитве просит «оставить долги наши, как и мы оставляем должникам нашим»?! Наконец, чем компенсирует нанесённый им же удар по своей личной репутации и репутации Церкви? Ведь уже на похоронах весьма многие, вспомнив весьма подозрительные обстоятельства ухода из жизни его предшественника Алексия Второго, принялись строить конспирологические версии по поводу того, что «а не помогли ли уйти и отцу Всеволоду?».

Как сказал бы Толейран: «Это хуже, чем преступление! Это – ошибка!» И каковы будут последствия этой ошибки – одному Богу известно.