Больше 10 лет назад (для другого издания) я уже писала колонку ровно с таким вопросом в заголовке. Сейчас я ее перечитала и совершенно ничего не хочу менять. Больше того, тональность моего внутреннего диалога на эту тему с журналистским сообществом окончательно вошла в диссонанс. Приходится признать - формализм по-прежнему является «нашим всем». И это плохо. Тем не менее, в преддверии 75-летия Победы, считаю, нужно опубликовать этот текст. Возможно, он побудит родителей, бабушек/дедушек, преподавателей (!) подумать и даже изменить риторику общения с детьми на тему войны и победы в ней в частности.
***
«Как нам рассказать о победе?». Этот вопрос впервые я задала себе в 2005 году на радиофестивале в Новосибирске. Сидим мы с коллегой в группе товарищей-сибиряков и слушаем программы «короткого списка» — то есть лучшие. А это как раз был юбилейный год Победы, поэтому достаточно много программ было посвящено ей. И все они были на одно лицо! К примеру, открываются выставки ко Дню Победы (не важно, в каком городе Сибири). Если передать краткое содержание программ (из любого города), выйдет так:
«Какой-то начальник говорит: «Выставка нужна, чтобы помнить». Дети дарят цветы ветеранам. Ветераны отвечают на вопрос, где застала их весть о Победе. Конец». Или портрет ветерана: «Участник войны такой-то, на фронт ушел мальчишкой/девчонкой, воевал там-то, было тяжело и страшно, о победе узнал там-то. Вечная память погибшим. Конец».
Помню, что программы, сделанные как под копирку, проходили и не касались ни ума, ни сердца. Мой коллега, главный редактор радио «Абакан» (Хакасия) Дима Осеев, натурально возопил: «Объясните, ЗАЧЕМ? Чего вы хотите добиться такими программами?». Крику было много, и вот унифицированное суждение самих журналистов, которое я тогда услышала:
«Любая война — это самое страшное, что может произойти на земле, надо свято чтить тех, кто погиб, и благодарить тех, кто остался в живых». Да кто бы в этом сомневался-то! Но давайте создавать такие программы, чтобы нам поверили! Особенно молодые, чтобы поверили, страна же хочет, чтобы ОНИ не забыли, так ведь? А для этого нужно выполнить только одно условие: заставить сопереживать.
Ну, что такое война? Это люди, их чувства, их поступки, их смерть. Я с уверенностью говорю, что один эпизод из жизни, к примеру, фронтовой связистки поможет понять войну лучше, чем увесистый исторический том. И, слава богу, есть журналистское меньшинство, осознающее это, не ленящееся и показывающее войну через историю конкретного человека. Вот двадцати с небольшим годов журналист из Нижнего Новгорода сделал трехминутную программу. Ее героиня рассказывает, как несколько месяцев в партизанском отряде рядом с ними жил пленный солдат немецкой армии. Они называли его Женей, он вместе с ними ел несоленую конину, вместе с ними спал.
- Он стал нам как свой, - говорит фронтовичка.
Но пришел час «Ч» - началось отступление, и этого Женю надо было убить. И его убили. А она до сих пор не может забыть, это слышно, ее мучает совесть.
Вот что делает война с людьми. Она отнимает у тебя право нравственного выбора, ставит все с ног на голову: отважные и принципиальные в мирное время — на войне пасуют и сдаются, а трусоватые и нерешительные - бьются до последнего. Ты не можешь знать, как поведешь себя перед лицом смерти, под страхом пыток, в плену, мучаясь от ран. Война, ломая людям жизнь, не покидает их никогда. Мне кажется, именно об этом нужно рассказывать, и это будет убедительней и полезней.
И вот прошли годы, недавно включаю телек и вижу: «Ветеран такой-то, на фронт пошел тогда-то, было тяжело и страшно, о победе узнал там-то, вечная слава погибшим».
Очередной День Победы, глядишь, отпразднуем, ну и слава богу. А жизнь идет своим чередом, дети растут. Моя знакомая, учитель русского языка и литературы, попросила шестиклассников выучить стихотворение о Великой Отечественной войне, один мальчик выучил «Бородино». Ну, в принципе война и даже «отечественная».
А мне было интересно другое: он сам додумался или с родителями посоветовался?
2009 год