Найти тему

Зачем мы ходим в картинные галереи?

Ему (ПОТРЕБИТЕЛЮ) необязательно засорять мозги узкоспециальным словарным запасом, он не обязан ОБЯЗАТЕЛЬНО угадывать и расщелкивать как семечки высокохудожественные замыслы творцов не от мира сего. Так зачем же он ходит на выставки?

Сам случай, который вытащил из памяти это "Культурологическое воспоминание", стал историей. К сожалению, джазовые вечера в картинной галерее, который начинал Лев Шафир в Центральном Универсальном Музее Искусств (ЦУМИ) Сочи, - тоже. И сам музей - тоже. Почему?

Культурологическое воспоминание

Много лет назад нас, журналистов из Приволжского федерального округа, собрали в Нижегородском государственном художественном музее на семинар "СМИ и современное изобразительное искусство". Организатор - не помню какой иностранный фонд поддержки культуры. Перед этим нас поводили по выставке не помню какого "художника" из Германии: грязное рваное тряпье на вешалках, там же - "одежда" из мятой изжеванной грязной же бумаги с засохшими пятнами крови, картона, металла, куски каких-то непонятных предметов (В соседних залах, в которые каждый из нас мог заглянуть только по собственному желанию, Шишкин, Васнецовы, Суриков, Айвазовский... Опять же работы старых западноевропейских мастеров).

Эта "выставка", которая обошла залы лучших музеев Европы, преподносилась нам как шедевр современного изобразительного искусства, мотиватор абстрактного "художественного" мышления, что искусство в классическом понимании, о которой я здесь рискнул упомянуть в скобках, изжила себя, что это уже хлам истории. Нас, воспитанных именно на этом "хламе", впитавших его в себя с молоком матери и потому пишущих на темы искусства, добил тот факт, что этим культуртрегерам вторил представитель... Третьяковской галереи. И не мог не задать вопрос:

"Хорошо, вы двигаете в массы новую культуру, согласен, это непросто. Но с чего вы решили, что мы, предварительно оплеванные в душу и в лицо, смешанные с грязью вместе со всем тем. что нам дорого (Шишкин, Васнецовы, Суриков, Айвазовский... Опять же работы старых западноевропейских мастеров), станем проводниками этой культуры? С чего вы, многоуважаемые, решили, что мы, вовсе неуважаемые, с благодарностью встанем в ваши ряды?"

И мы, не дожидаясь обещанного роскошного ужина, ушли.

Зал ЦУМИ. Фото из открытых источников.
Зал ЦУМИ. Фото из открытых источников.

Вчера я был больше свидетелем, чем участником беседы с культуртрегером той же масти: очень образованным (золотая медаль после средней школы, диплом вуза, опыт преподавания), так и сыплющим искусствоведческими терминами, с большим опытом организации выставок, "хождения в массы", но ни в грош не ставящим эти массы ("они ничего не понимают в современном искусстве", "бесполезно им что-то рассказывать, объяснять", "мое дело выставить картины, поймут-не поймут, примут-не примут - меня не волнует"). Тогда позвольте спросить: зачем выставлять, тратить деньги на рекламу, в конце-то концов писать картины, пропитанные неуважением к ПОТРЕБИТЕЛЮ? Хотя согласен: ему (ПОТРЕБИТЕЛЮ) необязательно засорять мозги узкоспециальным словарным запасом, он не обязан ОБЯЗАТЕЛЬНО угадывать и расщелкивать как семечки высокохудожественные замыслы творцов не от мира сего. Он приходит в художественный музей, в картинную галерею за собственными ощущениями, каждый раз и для каждого они - индивидуальны. И это здорово! Культуртрегерам только создать условия, чтобы он ЗАХОТЕЛ сюда зайти, а не лепить из него подданного Голого короля: им становятся только из страха (не будем расшифровывать какого/каких), преданности и понимания от них не жди!

Мне очень импонирует идея (Льва Давыдовыча Шафира) проводить джазовые вечера в картинной галерее - ненавязчивое соседство одного вида искусства с другим, наполненное почтительным уважением к нам, потребителям. То, что сегодня вечером собирается показать Тимур Абитов и его команда, наполнено еще большим уважением к Его величеству любителю искусства: новая нестандартная подача джазовой музыки - с живым видеорядом в стенах Центрального Универсального музея Искусств. Повторюсь: приходите, это будет нечто!

* * *

К сожалению, это "нечто" - тоже история. Без продолжения.