Найти в Дзене
Белорашуз.ру

Кто такой Жорж Мельес и почему Скорсезе снял о нём фильм?

Жорж Мельес — французский режиссёр, один из основоположников мирового кинематографа, изобретатель первых кинотрюков и пионер кинофантастики. За 17 лет творчества, в период с 1896 по 1913 годы, он снял более пятисот короткометражных фильмов, самый известный из которых — «Путешествие на Луну» (1902) — первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.

Кадр фильма "Путешествие на Луну"
Кадр фильма "Путешествие на Луну"

Жорж Мельес первым нашел способ создания кинотрюков, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах.

В 1897 году он основал собственную студию «Стар фильм», но в 1914 году разорился и был вынужден продать её, большую часть негативов своих фильмов режиссер при этом сжёг.

Стеклянная студия Жоржа Мельеса в Монтрё
Стеклянная студия Жоржа Мельеса в Монтрё

Оставив кинематограф, Мельес был забыт зрителем и долгое время работал продавцом игрушек на вокзале Монпарнас.

Мельес в лавке игрушек на вокзале Монпарнас. Фото
Мельес в лавке игрушек на вокзале Монпарнас. Фото

О его вкладе в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Кинематографическое общество приютило его, совершенно разорённого, в замке Орли, где он провел остаток жизни.

Биография Жоржа Мельеса лежит в основе фильма «Хранитель времени», снятого режиссером Мартином Скорсезе в 2011 году. Этот приключенческий фильм отправляет зрителя в экскурс по истории кинематографа, а Скорсезе отдает дань памяти и уважения одному из мастеров прошлого.

Фильм получил положительные отзывы в прессе, стал обладателем премии «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу, а также получил 11 номинаций на премию «Оскар», в том числе в категориях «Лучший фильм».

В этом добром приключенческом фильме, роль Жоржа Мельеса в котором исполнил известный актер Бен Кингсли, сделано некоторое отступление от настоящей биографии нашего героя. В кино, разорившийся Мельес сжигает декорации и костюмы из своей студии, а негативы фильмов продает фабрике, которая переплавляет пленку и изготавливает из них каблуки для женских туфель. На вырученные деньги Мельес открывает лавку детских игрушек на вокзале Монпарнас.

Но можно ли сделать каблуки из кинопленки? В те времена кинопленка изготавливалась из желатиносеребряных эмульсий с подложкой из нитроцеллюлозы – очень горючего материала, который также используется при изготовлении бездымного пороха и взрывчатых веществ. Старую кинопленку действительно перерабатывают на фабриках, получая серебро, но переплавить пленку, как это показано в фильме, и изготовить из них каблуки вряд ли возможно.

Кадр из фильма "Хранитель времени". Те самые каблуки из переработанной пленки.
Кадр из фильма "Хранитель времени". Те самые каблуки из переработанной пленки.

Гастон, старший брат Жоржа, помогал ему писать его ранние немые короткометражки, занимался распространением фильмов брата и даже участвовал в открытии офиса "Стар Фильм" в США. Но проект был обречен. Американский изобретатель Томас Эдисон и первые кинопродюсеры Зигмунд Любин и Виллиам Селиг заработали огромные деньги на нелегальных копиях фильмов Мельеса, а всё потому, что Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм. Отсутствие доходов в США привело Жоржа к банкротству и закрытию собственной студии.

По иронии брат Гастон перед отъездом в США имел свой собственный, но неудачный бизнес по торговле обувью.

Жорж и Гастон Мельесы
Жорж и Гастон Мельесы

https://belorashoes.ru/