Жорж Мельес — французский режиссёр, один из основоположников мирового кинематографа, изобретатель первых кинотрюков и пионер кинофантастики. За 17 лет творчества, в период с 1896 по 1913 годы, он снял более пятисот короткометражных фильмов, самый известный из которых — «Путешествие на Луну» (1902) — первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.
Жорж Мельес первым нашел способ создания кинотрюков, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах.
В 1897 году он основал собственную студию «Стар фильм», но в 1914 году разорился и был вынужден продать её, большую часть негативов своих фильмов режиссер при этом сжёг.
Оставив кинематограф, Мельес был забыт зрителем и долгое время работал продавцом игрушек на вокзале Монпарнас.
О его вкладе в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Кинематографическое общество приютило его, совершенно разорённого, в замке Орли, где он провел остаток жизни.
Биография Жоржа Мельеса лежит в основе фильма «Хранитель времени», снятого режиссером Мартином Скорсезе в 2011 году. Этот приключенческий фильм отправляет зрителя в экскурс по истории кинематографа, а Скорсезе отдает дань памяти и уважения одному из мастеров прошлого.
Фильм получил положительные отзывы в прессе, стал обладателем премии «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу, а также получил 11 номинаций на премию «Оскар», в том числе в категориях «Лучший фильм».
В этом добром приключенческом фильме, роль Жоржа Мельеса в котором исполнил известный актер Бен Кингсли, сделано некоторое отступление от настоящей биографии нашего героя. В кино, разорившийся Мельес сжигает декорации и костюмы из своей студии, а негативы фильмов продает фабрике, которая переплавляет пленку и изготавливает из них каблуки для женских туфель. На вырученные деньги Мельес открывает лавку детских игрушек на вокзале Монпарнас.
Но можно ли сделать каблуки из кинопленки? В те времена кинопленка изготавливалась из желатиносеребряных эмульсий с подложкой из нитроцеллюлозы – очень горючего материала, который также используется при изготовлении бездымного пороха и взрывчатых веществ. Старую кинопленку действительно перерабатывают на фабриках, получая серебро, но переплавить пленку, как это показано в фильме, и изготовить из них каблуки вряд ли возможно.
Гастон, старший брат Жоржа, помогал ему писать его ранние немые короткометражки, занимался распространением фильмов брата и даже участвовал в открытии офиса "Стар Фильм" в США. Но проект был обречен. Американский изобретатель Томас Эдисон и первые кинопродюсеры Зигмунд Любин и Виллиам Селиг заработали огромные деньги на нелегальных копиях фильмов Мельеса, а всё потому, что Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм. Отсутствие доходов в США привело Жоржа к банкротству и закрытию собственной студии.
По иронии брат Гастон перед отъездом в США имел свой собственный, но неудачный бизнес по торговле обувью.