...и есть ли выход из асимметрии (в интертекстуальном рассмотрении Бубера, Кьеркегора и Ялома)
Про Бубера – это тот случай, когда лучше него про него говорят другие (напр, Т.Лифинцева, А. Бадхен). Это был такой тексто-соблазн, такое приближение-притяжение текста через упоминания, ссылки, отсылки, цитаты, пересказы и т.п., Но в первоисточнике всё оказалось несколько иначе.
Отправным пунктом, общим для дискурса Кьеркегора и Бубера, становится отношение, имеющее тем не менее у каждого из них ряд существенных различий. У Кьеркегора отношение представляет скорее протяженность между двумя антитетическими полюсами (вечным и временным, конечным и бесконечным, свободы и необходимости), синтез которых осуществляется в Я. Вклиниваясь «между», Я, влекомое своей сущностной ответственностью, разворачивается из возможного в реальное как то, что дОлжно стать – стать самим собою (ср. с Хайдеггеровским «бытийным проектом»). При этом направление, в котором происходит индивидуация, «воСАМление», становление этим «самим собою» уже как будто изначально заложено в Я; требуется лишь следовать этому пути, «возвращаясь к самому себе». «Я — это отношение, относящее себя к себе самому, — иначе говоря, Я — это не отношение, но возвращение отношения к себе самому» [1]. В этом смысле Я - это граница-шов, не дающий распасться сущему, взаимоуничтожиться в непосредственности отношений антитетических полюсов; то, что сшивает мирское и духовное, воображаемое и действительное, конечное и бесконечное, временное и вечное в становлении отдельной судьбы.
Буберовское отношение – это «непосредственность [взаимного] присутствия», это дление настоящего, недифференцированное и неартикулированное, «безмолвное ожидание в неоформленном», данное изначально, как ненаполненный модус сущности, «как готовность, вмещающая форма, модель души». Отношение мерцает между актуальным и латентным, границей которых становится индивидуация, обособляющееся Я. Буберовское Я «вклинивается» между Ты и Оно, между формой и неоформленным, пред/На-стоящим и ставшим/бывшим, между действительным и возможным, между Избранным (выбранным) и Неизбранным (невыбранным). Я выхватывает из всех возможностей только определенные, только те, которые Я способно выбрать и актуализировать, чем кладет предел и границы, превращая непосредственное в опосредованное, со-присутствие в опыт. Становящееся, раскрывающееся в своей уникальности Я создает/актуализирует/творит/ «производит» и подтверждает смысл; неповторимость жизни и существа каждого Я – источник и ручательство Смысла . Но осознание себя как [постоянного и уникального] Я, осознание смысла бытия Я возможно лишь в отношении, перед лицом Ты, в воззвании к другому и отвечании на его зов. Со-присутствие с Ты добавляет к латентности-актуальности еще измерение потенциальности. (А.Бадхен, из диалога Роджерса и Бубера, Бубер: подтверждение Другого в его потенциальности. Я могу распознать в Другом в той или иной степени того человека, которым он был создан стать.»; Бубер, из послесловия к «Я и Ты»: «Для того чтобы помочь осуществиться в действительности наилучшим возможностям, присущим ученику, учитель должен относиться к нему, как к этой определенной личности в ее потенциальности и ее актуальности, точнее, он должен знать его не как простую сумму свойств, стремлений и торможений, он должен понимать его как некую целостность и утверждать его в этой его целостности»)
Своеобразное закругление темы, скользящей по диалогичности, можно найти в разборе И. Яломом двух фундаментальных защит от тревоги смерти – веры в свою исключительность/неуязвимость и веру в личного конечного спасителя. Эти две фундаментальные защиты формируют диалектическую пару полюсов индивидуации и слияния, между которыми располагается широкий спектр явлений, относящихся к сфере психического. «В грубом приближении эти две защиты образуют две диаметральные противоположные установки по отношению к человеческой ситуации. Человек сливается с другими или сепарируется, погружает себя в среду или выделяется из нее».
Таким образом, отвечая на вопрос, заявленный в статье, - граница – это я.
Литература:
1) Кьеркегор С. «Болезнь к смерти»
2) Бубер М. «Я и Ты»
3) Ялом И. «Экзистенциальная психотерапия»