Найти тему
Хроники Пруссии

Кастрация для самовоспитания: как лекции философа Канта повлияли на немецкого драматурга

В Калининграде местный Литературный театр поставил пьесу практически забытого ныне сочинителя Якоба Ленца. Любительский коллектив издавна славится оригинальным подбором репертуара. Не изменил он себе и на сей раз. Но, между прочим, в данном случае четкая привязка к Восточной Пруссии соблюдена. Дело в том, что действие пьесы «Гувернер» по большей части происходит в Инстербурге – современном Черняховске, городе в 80 километрах от Кёнигсберга-Калининграда, некогда крупнейшем на востоке этой германской провинции.

Небезынтересной представляется и судьба сочинителя. Хотя Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц вовсе не урожденный пруссак. Он появился на свет 12 января 1751 года в городишке Зесвегнен, что в 150 километров от изначально немецкого города Рига. Отцом будущего драматурга был пастор Христиан Давид Ленц, которого девять лет спустя перевели по службе в Тарту.

Город Тарту в XVIII  веке.
Город Тарту в XVIII веке.

Мечтательный Яша с младых ногтей увлекся литературой, проявляя недюжинные способности – его первое стихотворение издатели опубликовали, когда автору едва успело стукнуть 15. По достижении совершеннолетия он поступил на теологический факультет Тартуского универа – вероятнее всего, потому, что туда пасторского сынка приняли вне конкурса. Проучившись два года, вытряс из родителя необходимое финансирование и перевелся в кёнигсбергскую «Альбертину», где посещал лекции самого Имманулила Канта. Благодаря влиянию великого гуманиста, а также книг Жан-Жака Руссо, студиозус забил на теологию и полностью отдался своему давнему пристрастию к беллетристике. Свою первую книгу Ленц провел через издательство в 1769 году.

Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц
Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц

Либер фатер Христиан Давид был готов и дальше поддерживать отпрыска в учебе, но тот оказался своенравным, в 1771-м наплевав на занятия с семинарами и отправившись в Страсбург. Там, чтобы добыть средства к существованию (обозленный пастор в содержании сынку-отступнику категорически отказал), Якоб поступил на службу к курляндским (видимо, помог фактор землячества) баронам – братьям Георгу и Эрнсту Николаусу фон Клейстам. Знай они, что нанятый гувернер впоследствии выведет работодателей (хотя и под другими именами) в довольно скандальной пьесе, наверняка крепко подумали бы над своим решением.

В свободное от работы время Ленц посещал кружок интеллектуалов с вычурным названием «Société de philosophie et de belles lettres». Там и познакомился с будущим классиком немецкой литературы Иоганном Вольфгангом Гёте. Трудно сказать, чем больше восхищался курляндец – несомненным талантом своего нового друга или его смазливой любовницей Фридерикой Брион. Воспользовавшись тем, что Гёте вскоре дал отставку девице, Якоб прозрачно намекнул ей на свои чувства, однако взаимности не снискал.

Обескураженный Ленц попробовал было вернуться к учебе и гувернерству, но не смог унять живность собственного характера. Взяв у фон Клействов расчет, решил зарабатывать частными уроками и свободным писательством. В 1774 году он сочинил пьесу «Домашний учитель», известную также под названием «Гувернер, или Преимущества домашнего образования»). Вкратце содержание ее таково. Вскоре после окончания Семилетней войны ученый отпрыск прусского пастора вынужденно устраивается гувернером к одному из инстербургских дворянчиков. Грубый и недалекий майор поручает свою дочь заботам домашнего учителя, пока жених девушки получает образование в одном из германских университетов. Гувернер в итоге делает воспитаннице ребенка, бежит от гнева ее отца и дяди, которые едва не убивают его, и устраивается школьным учителем в деревне. Но и там едва не совращает молоденькую крестьянку. Чтобы избавиться от искушения, молодчик кастрирует себя. В итоге все заканчивается для всех хорошо: вернувшийся жених дворянки усыновляет бастарда, а самооскопленный гувернер женится на платонически любящей его крестьянке.

Инстербург. Старинная гравюра.
Инстербург. Старинная гравюра.

Несмотря на живость изложения и занятный сюжет, пьеса не принесла особого достатка сочинителю. Гёте, сочувствуя приятелю, познакомил его со своей сестрой Корнелией и ее супругом Иоганном Георгом Шлоссером. На некоторое время Якоб обосновался у них дома, сэкономив на квартплате и пропитании. А в 1776 году с радостью последовал за Гёте в Веймар, где поначалу был радушно принят обществом, греясь в лучах славы своего друга.

Какая уж там кошка пробежала между корефанами – точно неизвестно. Но очень быстро дружбе пришел конец и Ленца просто вышвырнули из города, наказав больше туда не возвращаться. Сам Гёте в своих дневниках упоминает о каких-то «ленцевских глупостях». И, не претендуя на абсолютную истину, но с большой долей уверенности по тексту пьесы «Гувернер» можно догадываться, каких примерно. Как бы то ни было, этот удар судьбы Якоб перенес чрезвычайно тяжело, впав в душевную болезнь, сопровождавшуюся припадками буйства – на какое-то время его даже заковали в цепи.

Лечить помешательство у более или менее культурных людей тогда было принято путешествиями, и Ленц принялся колесить по Эльзасу, потом по Швейцарии, потом по другим странам Европы и наконец его занесло в Санкт-Петербург, а затем в Москву, где он оказался в 1781 году.

Москва в XVIII  веке.
Москва в XVIII веке.

В Москве немцев тоже хватало, и наш герой приютился у историка Фридриха Миллера, принявшись усердно изучать русскую филологию, привычно подрабатывая домашним учителем и якшаясь с местными масонами. Известно о его дружеских отношениях с Новиковым и Карамзиным, которые время от времени подбрасывали вечно бедствующему немчику деньжат. Любопытно, что в древней русской столице Ленц оставался дольше всего в своей взрослой жизни – 11 лет. В ночь с 22 на 23 мая 1792 года его нашли на одной из улиц бездыханным. Причиной смерти, как определили врачи, стал апоплексический удар. Где похоронили поэта и драматурга Якоба Ленца, до сих пор остается неизвестным.