Кроссенсы (о том, что это такое рассказано здесь) бывают разными. Опыт работы с подобными головоломками позволяет проделать несложную операцию по их систематизации. Итак...
- Классический кроссенс (именно таким он и задумывался авторами): девять изображений, ассоциативно связаны соседние - имеющие общую сторону - картинки. Ассоциативных цепочек (показаны стрелочками) - двенадцать.
2. Змейка: девять изображений, связанных определенной последовательностью (напр., временной, пространственной, количественной и пр.). Ассоциативных цепочек - восемь.
3. Ромашка: девять изображений, где каждое из восьми "внешних" ассоциативно связано только с одним - "центральным". Ассоциативных цепочек - восемь.
Существуют усложненные модификации кроссенсов, где один из элементов неизвестен. Дополнительной задачей при решении подобной головоломки является подбор недостающего изображения.
4. Х-кроссенс (икс-кроссенс, классический кроссенс). Неизвестный элемент (№5) определяется по ассоциативным связям с соседними картинками - 2, 4, 6 и 8.
5. Х-змейка. Неизвестный элемент (№5) определяется как завершающий элемент логической цепочки 1 - 2 - 3 - 6 - 9 - 8 - 7 - 4 - 5 через ассоциативную связь с соседней картинкой (№4).
6. Х-ромашка. Неизвестный элемент (№5) определяется по ассоциативным связям со всеми соседними картинками.
7. Пентакроссенс (пятиэлементный кроссенс). Пять изображений, ассоциативно связаны соседние - имеющие общую сторону - картинки. Ассоциативных цепочек - восемь. Используется в оригинальной головоломке "Пять опят".
8. Тетракроссенс (четырёхэлементный кроссенс). Четыре изображения, ассоциативно связаны соседние - имеющие общую сторону - картинки. Ассоциативных цепочек - четыре. Используется для тренировки при обучении составлению и/или решению кроссенсов (пример использования).
Количество элементов в кроссенсе может быть и больше 9 (например, 16 или 25, но, согласитесь, это уже когнитивный перебор). Иное количество элементов (7, 8, 10 и т.д.) трудно вписать в квадратную основу и, по этой причине, головоломка теряет "визуальную законченность и, как следствие, эстетическую привлекательность". Видимо, по этой причине не получили распространения "неквадратные" Змейки и Ромашки.
Практика показывает, что наиболее востребованными формами являются классический кроссенс и его модификация - X-кроссенс. Особенно, когда они дополняют друг друга. Сперва демонстрируется (публикуется) неполная версия заданий – в ней отсутствует центральная картинка (№5). Решающие, проявившие находчивость, могут, определив остальные части головоломки, сами подобрать подходящую картинку. Спустя некоторое время демонстрируется (публикуется) подсказка – картинка №5, задуманная автором. Неиспользование подсказки (ответ сформулирован раньше, чем продемонстрирована полная версия задания) – дает возможность получить бонус (дополнительные баллы, оценку и пр.). В данном варианте приветствуется собственная трактовка кроссенса и возможность заполнения ячейки №5 в соответствие с оригинальным прочтением решающего. Данная модель активно используется в проектном конкурсе ГЕККОН (1 этап - "ПроЛог"):
Оставляйте комментарии - они интересны.