Найти тему
Илья Кашапов

ЕГЭ по обществознанию: как готовиться самостоятельно

Оглавление

Для подготовки к экзамену необходим обычный школьный учебник. Однако нужно помнить, что ЕГЭ по обществознанию определяет не только знания базового курса, но и выявляет навыки, полученные школьником за всё время обучения.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий — разных по форме и уровню сложности. В каждом билете есть следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор — в каждом из них можно выбрать несколько правильных ответов;
  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
  • задание на установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • задание на определение терминов и понятий.

Часть 1

Первая часть экзамена содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Чтобы выполнить эти задания, нужно знать основные факты, явления, процессы и уметь характеризовать их с научной точки зрения. Эти же задания проверяют навыки работы с текстами, схемами, таблицами, диаграммами (поиск нужной информации), умение анализировать, систематизировать и обобщать разрозненную информацию.

Важно: в заданиях первой части из шести вариантов ответов правильными могут оказаться два-три.

Часть 2

Во второй части девять заданий, и для них уже нужен развёрнутый ответ. В общем, это базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы: социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Задания выявляют умения работы с информацией: поиск, анализ, применение в условиях конкретного задания. А также умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, умение формулировать своё мнение и аргументировать его, умение составить план развёрнутого ответа.

Эссе

Для эссе нужно выбрать одну из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Иногда эти высказывания афористического характера.

Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок). Но выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Это задание проверяет широкий комплекс умений — раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

10 важных рекомендаций

  • Сделайте пробный вариант и выявите «слабые места».
  • Учите основные термины, понятия и определения.
  • Для подготовки используйте учебные пособия (школьные учебники, пособия для абитуриентов, сборники схем и таблиц), о которых речь пойдёт ниже.
  • Правильно распределите время на выполнение заданий.
  • Это правило вытекает из предыдущего. Выполняйте сначала те задания, которые не вызывают у вас замешательства. К сложным вопросам вернётесь позднее.
  • Внимательно прочитайте вопрос до конца и отвечайте именно на него. Ошибки в основном случаются именно из-за невнимательности или непонимания вопроса.
  • Выполняя задания со схемами, таблицами, диаграммами и текстом внимательно изучите информационный материал и только после этого приступайте к его выполнению.
  • В ответах на вопросы второй части старайтесь особенно чётко отвечать на поставленный вопрос, следить за правильностью формулировок.
  • В эссе покажите максимум своих знаний и умений. Очень важно, насколько хорошо вы знаете персоналии из обществоведческого курса, умеете аргументированно доказывать свою точку зрения и использовать причинно-следственные связи.
  • Начинайте подготовку заранее. Если делать всё в последний момент, легко многое перепутать — как уже говорилось, курс обществознания перегружен информацией.

Какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение?

Специалисты отмечают, что за годы проверок аттестационных работ пришли к выводу, что кандидаты в большинстве своем плохо ориентируются в правовой и экономической части. Половина ошибок приходится на темы:

  • «органы государственной власти»;
  • «издержки производства»;
  • «юридическая ответственность».

Во второй части тестов вызывает сложность эссе по обществознанию, которое ЕГЭ включает в себя всегда. Происходит это потому, что учащиеся предпочитают заучивать уже готовые варианты, массово предлагаемые в интернете. Такой подход не указывает на то, что кандидат понял тему, о которой пишет. Кроме этого, проверяющие умеют отличать собственные мысли школьника от заученных и отточенных.

Анализ выполнения заданий части 2

Тренируясь выполнять экзаменационные тесты, нужно обратить внимание на ряд рекомендаций, которые дают специалисты при рассмотрении работ. Ошибки допускаются в:

  • структурировании;
  • выражении мыслей;
  • актуальности данных;
  • языке написания;
  • оформлении.

При составлении планов или написании эссе нужно излагать мысли структурированно и последовательно. Пункты плана не должны «скакать» в понятиях. Писать о том, что спрашивают, нужно собственными словами и терминами, которые запомнились при подготовке, а не пользоваться бездумной зубрежкой.

Ошибки допускаются в актуальности данных, если ученик не заглядывал в новые буклеты по подготовке и не заходил на сайт ФИПИ. Чем меньше в задании заумных выражений и формулировок, тем больше вероятность одобрения работы комиссией и получения высокого балла за всю работу.