В качестве пояснения, зачем снятся кошмары, приведу цитату К.Г.Юнга: «Требуется нечто большее, чтобы воздействовать на нас более эффективно с целью заставить нас изменить установки и свое поведение. Но это как раз то, что и делает «язык снов», он несет столько психической энергии, что вынуждает нас обращать на него внимание.» Как правило, мы стараемся забыть кошмарные сны, выбросить из головы – то есть поступаем ровно противоположным образом. Когда у нашей психики не осталось шансов другим способом обратить наше внимание на какой-то аспект нашей жизни, истинное положение дел в котором мы упорно игнорируем.
Когда наш самообман зашел слишком далеко, и «добром» обратить внимание нет шансов, только устроить встряску.
Вполне понятно, что самые распространенные кошмары – как человек убегает от кого-то (персонализации как раз того, что не хочет признавать в своей жизни) или падает с высоты.
Означает ли кошмар что-то страшное? Не обязательно. Может быть, это про то, что какие-то отношения не так безоблачны, как мы декларируем, и им надо уделить внимание. Или что в какой-то ситуации мы были не так уж правы, как нам об этом хочется думать.
Эти примеры индивидуальны, в каждом случае причину страшного сна надо разбирать исходя из конкретной биографии. Я привела их для того, чтобы проиллюстрировать, что во-первых, кошмары обычно не случайны, и не мистические «знаки беды», а скорее сигнальная ракета отчаявшейся психики привлечь внимание к проблеме. И, во-вторых, их значение, если набраться смелости и заглянуть в подоплеку сна, может оказаться не так уж ужасно.