Найти тему

Как создать монстра

Оглавление

Всем привет! Предыдущая статья была серьёзная, поэтому сегодня я решила немного развлечься. Ну, заодно, если получится, то и вас развлечь. Я расскажу, как создать книжного монстра. Не обязательно страшного и злобного, можно милого и добродушного.

«А зачем мне монстр? – спросит писатель-реалист. – В моём мире монстры не водятся». С этим можно и поспорить, но я время тратить не буду, просто предложу создать фантастическую зверушку ради развлечения или для тренировки творческого воображения.

Вот такого монстрика - стегозаврика собрал внук из конструктора.
Вот такого монстрика - стегозаврика собрал внук из конструктора.

А вот в фантастических и фэнтезийных мирах без монстров никак не обойтись. Можно, конечно, покопаться и найти подходящего в сказках и мифах – кого там только нет. Вот уж, действительно, человеческая фантазия беспредельна. Но это же будет кем-то уже придуманный монстр, а нам нужен свой родной, доморощенный.

Чтобы создать нечто фантастическое, животное или механизм, можно воспользоваться специальными приёмами творческого воображения. Это хорошие и эффективные инструменты, но начнём мы с другого.

Категоризация

Сначала определимся, кто нам нужен:

  • жуткая тварь, с которой будут сражаться герои;
  • маленькое, но вредное и пронырливое существо, доставляющее массу неприятностей;
  • милый и ласковый питомец;
  • верный друг и защитник.

Исходя из этого, надо придумать качества и способности нашего монстра или монстрика. Будет он летучий или плавающий, обладать магией (и какой) или нет, живой или мёртвый или и то и другое, это будет существо или одушевлённый предмет и т. д.

Дама с пауками. Худ. Питер Фергюсон.
Дама с пауками. Худ. Питер Фергюсон.

Можно, конечно, сначала придумать внешний вид монстра, подходящий к сюжету, а уж потом на основе этого и качества. Вот к внешности нашей зверушки мы и переходим. Здесь нам и понадобятся те самые инструменты управления фантазией. Надо заметить, что ничего абсолютно нового человек придумать не может. Он не в состоянии представить то, что никогда не видел. Даже описание вызывает ассоциации с сохраненными воспоминаниями, приобретенным опытом. Единственный путь фантазии – видоизменение, преобразование тех образов, что уже имеются в памяти.

Агглютинация

Термин переводится как склеивание, и в психологии творчества означает синтез отдельных элементов разных объектов и явлений, соединение их в новом цельном образе.

Почти все фантастические существа придуманы с использованием этого приёма. Кентавр – часть от человека, часть от лошади; сфинкс – человек+лев; грифон – лев+орёл. Есть и более сложносоставные существа, например, химера, в образе которой присутствуют элементы льва, козла и змеи.

Используя это приём, попробуйте создать какого-то своего монстра. Например, можно наделить кота крыльями, подобный есть на «обложке» одной из моих статей. Милое существо. А если такому котику добавить ещё хвост от скорпиона? Или, например, взять жабу, а вместо лап ей «приделать» щупальца. И для полноты картины – кожистые крылья летучей мыши. Неприятная тва́рюшка получится.

Интересные существа рождаются, если «склеивать» элементы не только животных, но также растений и даже механизмов. Последний вариант часто встречается в книгах жанра стимпанк и киберпанк.

В общем, возможности этого приёма неограниченные.

Литола и гипербола

Это уменьшение и увеличение изменяемого объекта. Сами по себе эти приёмы простые, и кажется, что ничего особо оригинального с их помощью не придумаешь – и лилипуты, и гномы, и великаны уже были. Но иногда и эти техники дают неплохой результат. Вспомните очаровательного мини-змея Горыныча из фильма «Последний богатырь». Или, например, можно представить летучую мышь размером с корову – бр-р-р.

Но лучше всего такие приёмы использовать в сочетании с агглютинацией, увеличивая и уменьшая не только целиком существо, но и отдельные элементы: зубы, когти, хвосты, ноги, головы и т. д.

Милый монстрик. Игрушка. Автор Santaniel.
Милый монстрик. Игрушка. Автор Santaniel.

Акцентирование

Это «выпячивание» отдельных сторон, элементов явления, что приводит, с одной стороны, к искажению первоначального образа, с другой – к подчёркиванию отдельных, важных для этого образа свойств. Примером акцентирования, например, является Карлик-нос или Буратино.

У какого-нибудь вредного монстра, пугающего путников на ночной дороге, можно «сделать» длинные, ползущие руки с червеобразными пальцами. Похожая рука вампирши Геллы, кстати, была описана М. Булгаковым. Часто встречается акцентирование на огромных горящих глазах или на клыках.

Девочка с монстром. Ху. А. Давиденко.
Девочка с монстром. Ху. А. Давиденко.

Игры с образами, придумывание разнообразных фантастических существ полезны и сами по себе. Они развивают образное и ассоциативное мышление, воображение, стимулируют творчество. А если придуманную зверушку ещё и нарисовать, то польза будет двойная, даже тройная, потому что подобное занятие хорошо отвлекает от скучных насущных проблем. А почему писателю полезно рисовать, можно прочитать здесь.

До скорой встречи! Наслаждайтесь творчеством и жизнью, в ней всегда можно найти, чему порадоваться. Главное, научиться видеть хорошее.