Найти тему
СберБизнес

Нечего смотреть: как зарабатывать на экскурсиях в нетуристических городах

Можно ли зарабатывать полмиллиона рублей в месяц на экскурсиях по Самаре? Как «заманить» местных жителей на прогулку по родному городу по цене билета в кино? Редакция «Своего дела» пообщалась с основательницей проекта «Город-курорт» Катериной Ревинской, которая организует прогулки не по туристическому справочнику

Легенды для бизнеса

В детстве жительница Самары Катерина Ревинская любила слушать разные легенды о городской жизни, которые рассказывали взрослые. Так она узнала, что на месте её дома раньше стоял Троицкий храм. В 30-е годы его снесли для строительства «Дома специалистов». Подобные истории, а также мифы и легенды о городской жизни, легли в основу первой экскурсионной программы «Заколдованная церковь». Ревинская готовила её весь 2014 год: общалась с местными жителями, изучала литературу в библиотеках, находила информацию в архивах. Своё хобби она совмещала с работой инженера в РЖД.

В апреле 2015 года Катерина создала во «Вконтакте» паблик «Легенды и мистика Самары». Заглавную картинку девушка нарисовала в графическом редакторе Paint. Для продвижения попросила друзей сделать репост. За первый час на бесплатную экскурсию «Заколдованная церковь» записались 50 человек.

Источник: Turstat, данные за 2019 год
Источник: Turstat, данные за 2019 год

В следующий раз билеты стоили «символические» 200 рублей с человека. Вместе с гостями Ревинская прогулялась по дворам старого города, бывшему церковному кладбищу. Они поднялись на смотровую площадку, и экскурсовод рассказала легенду об обитающих в Театре юного зрителя девушках-призраках, а также историю местной старообрядческой церкви. На организацию Катерина потратила 2,5 тысячи рублей — купила громкоговоритель. Сейчас тур стоит 350 рублей. Он длится 2,5 часа. С запуска проекта Ревинская зарабатывала на экскурсиях как ИП.

«При разработке экскурсии вложения должны быть минимальными — можно ограничиться покупкой громкоговорителя за три тысячи рублей. В первую очередь вам нужно продумать один или два маршрута, которые отличаются от предложений конкурентов», — советует основательница »Города-курорта». По её словам, на старте получение опыта экскурсовода важнее, чем монетизация проекта.

К лету 2016 года Ревинская проводила уже около десяти прогулок ежемесячно. Объявление о поиске экскурсоводов она разместила во «Вконтакте». После собеседований с 20 кандидатами Катерина выбрала пятерых. В этом же году девушка ушла в декретный отпуск и уже занималась только развитием своего проекта.

Парад локаций

На разработку одного маршрута, по словам Ревинской, уходит от двух месяцев до года. Подготовка включает в себя изучение архивов и краеведческой литературы, а также общение с местными жителями. «Не надо пытаться запустить сразу как можно больше разных программ. Лучше остановиться на одной-трёх и довести их до совершенства. Пусть они станут вашей „фишкой“, ради которой люди будут ехать из другого города и рассказывать о вас друзьям», — уточняет Катерина.

Локации организатор также ищет во время прогулок по городу. Так, по её словам, после посещения подъездов нескольких дореволюционных домов появилась программа «Непарадная Самара». Участникам этой экскурсии гид предлагает посетить «секретный дворик», парадную «Жигули» — одной из старейших городских гостиниц — и другие объекты. Заметив на улицах многочисленные граффити с кошками, Ревинская придумала «Самару котическую». В неё вошли не только места, где можно найти эти рисунки, но и котокафе, а также дворы с большим количеством кошек.

300–350 ₽

минимальная стоимость экскурсии

500 000 ₽

минимальная выручка в месяц

«Не старайтесь разработать и запустить как можно больше разных программ, лучше остановитесь на одной-трёх и доведите их до совершенства. Пусть они станут вашей „фишкой“, ради которой люди будут ехать из другого города и рассказывать о вас друзьям», — говорит Катерина.

В месяц проект приносит как минимум 500 тысяч рублей. На продвижение Ревинская тратит около 70 тысяч рублей. В сумму входят затраты на рекламные кабинеты в Фейсбуке и «Вконтакте», ещё 40–50 тысяч рублей в месяц уходит на Инстаграм. Эта соцсеть стала основной промо-площадкой проекта. В основном новых клиентов привлекают благодаря геймификации. Например, аудитории предлагают пройти тесты на знание города. Через Инстаграм приходит большая часть заявок на участие в экскурсии. Сейчас в инстаграм-аккаунте больше 35 тысяч подписчиков.

«Инстаграм-аккаунт надо заводить сразу. В профиле нужно публиковать не только анонсы экскурсий, но и дополнительную интересную информацию о вашем городе — забавные факты, истории. Это привлечёт новых подписчиков и потенциальных клиентов», — уверена Ревинская.

На одну экскурсию, в зависимости от программы, набирается от 10 до 50 человек. Наибольшим спросом пользуются загородные туры. Например, популярно восхождение на одну из самых высоких точек Русской равнины — гору Стрельную.

Поход на ресторан

Самым трудным в развитии проекта, по словам Катерины, стала организация экскурсий, которые включают в себя посещение ресторанов. Сначала владельцы заведений отказывались работать с «Городом-курортом» без объяснения причин. «Скорее всего, они не соглашались, так как не имели подобного опыта ранее», — предположила Ревинская. Но после того как проект набрал популярность, Катерина ещё раз обратилась к рестораторам с предложением организовать программу и забронировать столик — и получила согласие. Сейчас «Город-курорт» сотрудничает с несколькими заведениями разной кухни. Около 80 % выручки с продажи одного билета на такую экскурсию (он стоит 1300–1700 рублей) получает ресторан, остальное — агентство. Обычно гастротуры включают в себя дегустацию и мастер-классы от шеф-поваров. Благодаря экономии гостям выгоднее покупать билет на экскурсии, а не посещать эти заведения самостоятельно.

«Благодаря гастротурам гость узнаёт о нашем агентстве и записывается на другие программы. Более 50 % тех, кто побывал у нас один раз, возвращаются как минимум ещё на одну экскурсию»,
— рассказывает предпринимательница Ревинская

По словам Катерины, 70 % клиентов компании — местные жители. Остальные — это приезжие россияне или иностранцы. Спустя почти пять лет после запуска в проекте «Город-курорт» появилось более 100 программ, включающих в себя экскурсии по Самаре и области. Пиковый сезон для такого бизнеса — с апреля по октябрь. В этот период гиды проводят до 100 экскурсий в месяц. С ноября по март количество туров падает примерно на 30–50 %. В высокий сезон чистая прибыль «Города-курорта» доходит до 200–300 тысяч рублей в месяц, в остальное время падает до 50–100 тысяч.

«Город-курорт» позволяет местным жителям узнать новое о своём городе, «путешествовать», не тратя много денег и времени. Пешеходная экскурсия стоит столько же, сколько билет в кино», — говорит Ревинская.

-3