Наш мир состоит из лабиринтов — сложные рукотворные маршруты, из которых не выбраться и за несколько часов, бережно выращенные из растений, построенные из камня, сделанные с помощью зеркал. Лабиринты естественные, спрятанные внутри животных, цветов, деревьев, человека.
В английском языке выделяют два значения слова «лабиринт». Первое — простой, с одной немного петляющей дорожкой. Второе — путаница, с развилками, ложными поворотами и тупиками. Мы остановимся на последнем и расскажем о нескольких знаменитых лабиринтах в литературе.
Виктор Гюго «Отверженные»
В романе Виктора Гюго, безумно популярной и одновременно самой авантюрной книге XIX века, есть один огромный лабиринт — подземный Париж. Жан Вальжан неся раненого Мариуса через канализационные тоннели сравнивает «внутренний» город с колоссальным звездчатым кораллом, говоря, что даже «в губке меньше отверстий и каналов, чем в той глыбе земли», на которой покоится старое сердце Франции. И это не считая катакомб, отдельных подземелий, сети газовых, водопроводных, сточных труб, образующих «необъятную темную сеть», которая высасывает душу, а порой и проглатывает множество людей.
Франц Кафка «Нора»
У Франца Кафки в рассказе «Нора» неведомое создание строит для защиты под землей жилище с извилистыми ходами и обманными входами. С каждой минутой существо становится все более подозрительным: хищник может найти замаскированную дверь, враг под землей методично и бесшумно роет ход в его убежище. Он постоянно совершенствует свое защитное творение, делая из него ловушку для злоумышленников. Умозрительно затея восхитительна, но в яви создание понимает, что сотворенный лабиринт — лишь «тонкостенная игрушка», и мысль об этом сводит его с ума.
«Муку лабиринта мне приходится преодолевать даже физически, когда я выхожу, и меня одновременно и сердит и трогает, что я иногда запутываюсь в собственном сооружении».
Мартин Сэй «Зеркальный вор»
Сделанный из зеркал лабиринт — один из самых сложных. Эти почти волшебные предметы долго считались входами в другой мир, главными составляющими алхимических опытов. В загадочном романе Мартина Сэя «Зеркальный вор» мы находим сложный многоуровневый лабиринт из континентов, времен, людей, воспоминаний. Мы идем, как за нитью Ариадны, за мыслями и тайнами героев, сворачивая то в одну сторону, то в другую, поднимаемся по ступеням, упираемся в собственные отражения, возвращаемся назад. Мы не можем предугадать, где окажемся через пять шагов — в Венеции XVI века, среди тайных агентов европейских и азиатских держав, пытающихся выкрасть секреты муранских зеркал, или мы застрянем в густой паутине баров лос-анджелесской Венеции, в замызганном углу за одним столом с битниками или малолетним уличным мошенником, который пытается, выбраться из лабиринта гнетущих мыслей, вопросов и страхов.
Стивен Кинг «Сияние»
Фильм «Сияние», который Стэнли Кубрик снял по мотивам романа Стивена Кинга, — история еще одного безумия. И конечно, здесь тоже не обошлось без лабиринта.
Венди и Дэнни обследуют сад при отеле «Оверлук»: они обходят его шаг за шагом, обследуя все проходы, уголки и тупики. Эту сцену сменяет другая: слоняясь по отелю, Джек натыкается на макет лабиринта. Он принимается его разглядывать, и внезапно у нас перед глазами возникает другой огромный и сложный лабиринт — мы видим его с высоты птичьего полета, и он так велик, что не умещается на экране. Мы слышим зловещую музыку и различаем крохотные фигурки Дэнни и Венди, которые добрались до его центра.
На протяжении долгих лет отель, построенный на территории индейского захоронения, служит западней для душ, которые живут в его стенах: в жизнь героев то и дело вмешиваются призраки.
Джек постепенно теряет рассудок и в финале, обезумев, выслеживает своего сына в заснеженном лабиринте — чтобы убить его.
Уильям Шекспир «Сон в летнюю ночь»
Действие одной из двух шекспировских пьес о Тесее начинается за несколько дней до его свадьбы с Ипполитой, царицей амазонок.
«Тебя мечом я сватал, Ипполита,/Твою любовь жестокостью снискал, — говорит Тесей своей невесте, — Но свадьбу я в другом ладу сыграю, / Среди торжеств, и зрелищ, и пиров».
Между тем в лесу вблизи Афин Оберон обвиняет Титанию в том, что она заставила Тесея «нарушить верность» Ариадне.
Сама пьеса «Сон в летнюю ночь» напоминает лабиринт. Ткач Моток — это комический Минотавр. Влюбленная четверка афинян блуждает в волшебном лесу, пытаясь разобраться в путанице своих взаимоотношений.
Хорхе Луис Борхес «Вавилонская библиотека»
Хорхе Луис Борхес в рассказе «Вавилонская библиотека» показал воображаемую вселенную, во всех направлениях которой тянутся шестигранные галереи. В каждой галерее по двадцать книжных полок, на каждой полке — тридцать пять книг, в каждой книге — четыреста десять страниц, которые заполнены всеми возможными комбинациями букв. Странники бродят по этим галереям в поисках легендарной круглой книги с неисчерпаемой сущностью, каталога каталогов, который объяснит загадки странного мира. В конечном итоге рассказчик понимает, что библиотека воплощает собой шар, поверхность которого недосягаема. Двигаясь вперед , вы каждый раз возвращаетесь в шестигранник, из которого вышли, не увидев и малой толики от общего числа книг над и под вами.
Мы рассказали лишь о малой части, слегка коснувшись этой древней темы. Каждый лабиринт, пусть и созданный воображением читателя, — произведение искусства, реакция того, кто вошел внутрь. Каждая встреча с ним непохожа на другую, она уникальна и всегда работает как зеркало — прежде всего позволяет лучше узнать самого себя.
Если вам было интересно, то подписывайтесь на наш канал и читайте еще больше о лабиринтах в книге «Следуй за нитью» Генри Элиота.