Пересмотрел последний фильм великого испанского режиссера Луиса Бунюэля «Этот смутный объект желания» (1977) . В Главных ролях: Фернандо Рей, Кароль Буке, Анхела Молина. Фильм стал последним, маэстро снимал его в возрасте около 80 лет и хорошо понимал, что это последнее его обращение к искусству кино.
Трудно найти в мировой истории кино фильм, который вызвал бы столь противоречивые реакции и толкования. Каждый его просмотр для меня открывал что-то новое и в результате, как мне кажется я его понял. Фильм две номинации на «Оскар», две номинации на «Сезар» и одну на «Золотой глобус». Для своего времени он был довольно необычным и даже шокирующим. Построен он просто- оказавшись в поезде пожилой человек рассказывает случайным попутчикам историю «любви» к горничной, которая изводила его невозможными капризами и в результате он облил ее водой прямо перед поездом, предварительно как следует отлупив. Россиянки видят в этой истории то, как надо разводить пожилых папиков на деньги и даже пишут про это комментарии. Типа история о великой любви к женщине. На самом деле это история о великой любви мужчины к самому себе! Его любовь к себе и к своим чувствам так огромна, что объект совсем не имеет значение. Девушка просто не важна…
Над фильмом работали:
Режиссёр Луис Бунюэль. Один из самых авторитетных и таинственных режиссеров в истории мирового кино. В свой «латинский период» еще и один из самых плодовитых- например фильм "Сусана" оттуда... Можно по-разному относиться к его работам, но фильмы «Виридиана» или «Дневная красавица» или «Скромное обаяние буржуазии» прекрасны и дышат ничем не похожим на остальное кино воздухом. Испании не очень везет на режиссеров, я даже не о сексуальной ориентации Альмадовара, который никак не может обойтись без блевотины. Бургас Луна тоже в общем… Не понятно, как предельно католическая Испания рождает такое кино. Но Бунюэль гениален!
Фернандо Рей. Один из любимых и вообще главных актеров у Бюнюэля. Он снимался в его фильмах «Скромное обаяние буржуазии», «Виридиана», «Тристана». Но «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах он получил за фильм «Элиза, жизнь моя» режиссера Карлоса Саура. Фернандо Рей, наверно самый узнаваемый испанский актер.
Кароль Буке, потрясающе красивая французская актриса.Главную свою награду она получила за роль в фильме «Слишком красивая для тебя» режиссера Б.Блие. Красота часто играет с людьми злую шутку, она была женой дурака Жерара Депардье. Фильм «Этот смутный объект желанья» был для нее дебютом.
Анхела Молина. Испанская актриса. Она много снималась и десяток раз номинировалась на испанскую премию «Гойя», которую так и не получила. Снималась в фильме Торнаторе «Баария». Широкой публике известна по роли в «Белоснежке».
Фильм действительно интересный, в нем много того, что позволяет размышлять. Например, мешок, который герой часто таскает за собой в кадре. Кинокритики выстроили вокруг этого мешка множество умозаключений, но хорошо понятно, что часто мешок — это просто мешок, а кинокритикам нужно что-то писать. Часто говорят о том, что Бунюэль впервые использовал двух актрис для одной роли и тем самым открыл для кино этот прием. Не хочу показаться злым, но примерно за 11 лет, до фильма «Этот смутный объект желания» Ингмар Бергман снял «Персону» где потрясающе похожие и совершенно разные актрисы Биби Андесон и не сравненная Лив Ульман играют одну женщину та так, что происходит смешение.
Часто говорят, что это фильм о любви к женщине и страсти к ней. Герой пытается завоевать девушку и не может, это его распаляет, и он продолжает ее любить. Это глупости. Бунюэль поэтому и использовал в роли возлюбленной двух разных актрис. Это утонченная красавица Кароль Буке и уродливо-шлюховатая Анхела Молина. Он потому и не замечает между ними разницы, что занят только своими чувствами. Он любит себя, который может переживать к женщине такую страсть, а женщина и не важна, какая подвернулась под руку пусть такая и будет.
Через это и образ платья окрашенного невинной кровью, где кружева легко заштопать Бунюэль и показывает нам природу терроризма. На экране все время что-нибудь взрывается и фильм заканчивается взрывом…. Предельный эгоизм нашего века, когда для любви уже и объект не важен, а важно только самоощущение ведет к террору. Результат не важен, важно только переживание того, кто что-то делает. Это же в общем и формула современного искусства, вспомним нежного Марка Ротко и окрашенные им «стены-полотна».