Найти тему

НК «Золотая Психея»: Зачем ребёнку вести дневник

Автор

Методическое пособие «Развивающая диагностика в процессе индивидуализации сопровождения участников программ ВДЦ "Океан"» отражает опыт работников Всероссийского детского центра «Океан» по созданию диагностических инструментов. Эти знания могут пригодиться не только педагогам и психологам детских образовательных лагерей, но и специалистам в общеобразовательных учреждениях, организациях дополнительного образования детей. 

Пособие, написанное начальником отдела психолого-педагогического сопровождения Еленой Викторовной Корябкиной, участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Книга года по психологии». Публикуем отрывок из книги о роли индивидуального дневника для самопознания ребёнка:

«Решая задачи становления и развития индивидуальности каждого участника тематической образовательной программы, мы активно используем индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала участника программы. 

Примером такого инструмента может служить разработанный для тематической программы смены дневник участника. 

Дневник участника тематической образовательной программы видится нами как форма фиксации процесса самопознания, в который погружён ребёнок в ходе прохождения программы смены. Выделение в качестве содержания таких жизненно важных для подростков тем, как презентация себя миру и знакомство со сверстниками, понимание своих эмоций и возможность отметить свои достижения, делает дневник привлекательной для подростков формой самостоятельной психолого-педагогической работы. В то же время педагогам совместная с детьми работа по заполнению дневника помогает определить задачи развития каждого ребёнка в программе, повысить мотивацию его участия в ней, построить маршруты развития детей, выстроить вместе с ними график их участия в кружках, событиях и др. 

Цель дневника участника — обеспечить продвижение участника программы в её событийном пространстве, акцентируя внимание на постепенно раскрывающийся потенциал собственной личности-индивидуальности. 

Предполагаемые результаты: 

  • позитивный опыт целенаправленной деятельности; 
  • построение и проживание ребёнком нового образа себя, образа своего Будущего; 
  • позитивный опыт и рефлексия своего изменения. 

ОБУЧЕНИЕМария Владимировна Осорина13 апреля–2 мая 2020Дополнительное профессиональное образованиеДетская практическая психология41 800 руб.УЧАСТВОВАТЬ

Предполагаемые эффекты: 

Дневник — это творческий продукт ребёнка, отражающий его изменения, помогающий пробудить творческие возможности ребёнка. Его можно украшать, придумывать обложку, на его просторах можно делиться своими мыслями с друзьями... Для того чтобы через несколько лет вернуться к нему и радостно удивиться: «ОГО! Это всё Я!». И, уже повзрослев, напитаться энергетическим потенциалом личностного ресурса из детства. 

Дневник — это погружение ребёнка в процесс своего изменения и опосредованное овладение им. 

Дневник — это развивающий ресурс личности — жизненная опора, обеспечивающая потребность ребёнка в психологической и социокультурной безопасности и творческой самореализации, внутренняя сила, взятая как стратегия поведения. 

Организация работы с дневником участника программы смены: 

1. На стадии разработки тематической образовательной программы смены происходит согласование содержания дневника участника с учётом особенностей тематической программы, вносятся необходимые добавления. 

2. Дополненный дневник надо распечатать — по одному экземпляру для каждого ребёнка и передать все экземпляры вожатым отрядов. 

3. Дневники выдают вожатые на «Огоньке знакомств», который должен настроить детей на позитивный эмоциональный лад, определить тональность их будущих взаимоотношений. Вожатым нужно провести «Огонёк» так, чтобы он получился душевным, интересным и запомнился на всю жизнь. «Огонёк знакомств» обычно проходит в завершении второго дня программы смены. Перед вручением дневников вожатые объясняют ребятам задачу этого инструмента. 

4. Работа с дневником — творческий процесс, который имеет процессуальную свободу, но есть определенные «вехи», важные для педагогической деятельности вожатых и организации образовательного процесса в рамках программы: 

  • определение задач развития ребёнка в программе, мотивация участия; 
  • определение и построение маршрута развития (соответственно выстраивается график или расписание участия в кружках, событиях и др.); 
  • отработка определённых заданий дневника, которые связаны с содержанием программы и др. Соответственно, вожатый должен помочь ребёнку осуществить авторский маршрут развития, скоординировать интересы ребёнка и возможности мастерских, лабораторий и пр., в последующие дни смены предусмотреть работу ребёнка с дневником, выделить время для этой работы, а также интересоваться теми изменениями, которые для себя обозначает ребёнок, и давать ему поддерживающую и обратную связь. Если необходимо, можно обращаться к педагогу-психологу. 

5. По завершении программы на «Огоньке прощания» каждый ребёнок рассказывает о своих изменениях и выводах, которые он обозначил в дневнике и которые вошли в его сердце. Вожатый обсуждает с детьми роль каждого в коллективе, роль отряда для каждого ребёнка, атмосферу взаимодействия и тональность отношений. Обязательными элементами «Огонька прощания» являются благодарность каждому за совсем незаметные (вроде бы), но очень важные для отряда поступки, поддержка и советы на будущее, а ещё — вдохновение: хорошо, если ребёнок уезжает домой с какой-то своей мечтой».

Перейти к проекту «Развивающая диагностика в процессе индивидуализации сопровождения участников программ ВДЦ "Океан"».

https://psy.su/
https://psy.su/

Автор

Корябкина Елена Викторовна

начальник отдела, ФГБОУ ВДЦ "Океан"
Владивосток