Найти в Дзене

Судьба камней Уральского Яшмового пояса

Мастера камнерезного и ювелирного дела называют яшмой всякую плотную каменистую породу, проявляющую при полировке хороший рисунок. К таким камням с рисунками можно отнести и саму яшму и агат и разновидности кварца и некоторые другие камни.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

По своему составу яшма близка к кремниям, агатам, халцедонам, роговикам. Термин "яшма" знаком человеку очень давно. "Иешме" - этим словом на Востоке в древности называли твёрдые зелёные камни. Например, персы называли - "яшм", афганцы - "яшаб", а греки - "яспис".

В грузинском сборнике камней, относящемуся к X веку, выразительно описываются разные сорта яшм: "темнее лепестков красных цветов", "винного цвета", "кровяного цвета", "схожий с цветом пламени и дыма, но светлее и более блестящий". Различают много сортов яшм по цвету, блеску и т.д. Действительно, на одном кусочке яшмы можно встретить все цвета радуги, то резко разделяющиеся друг от друга ленами и пятнами или легко переходящие один в другой. Иногда встречаются одноцветные большие монолиты.

Во времена Российской Империи на гранильных фабриках изготавливались невероятные произведения искусства. Первые вазы и чаши из яшмы в описях Государственного Эрмитажа значатся как подарки Александру I.

Наиболее интересные художественные изделия из яшмы в России были созданы в конце XVIII века и в первой половине XIX века.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Проекты для ваз и чаш в то время создавались лучшими художниками и архитекторами: А. Воронихиным, К. Росси, И. Гильбергом, А. Мельниковым. Во второй половине XIX века увлечение рельефной резьбой приводит к перегрузке изделий декорациями, но всё равно русские изделия получают славу и признание на международных выставках.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

На Петергофской гранильной фабрике с начала XVIII века шлифовались "ясписовые камни" из Уральского яшмового пояса. К 1750 году в Екатеринбурге создалась кустарная промышленность, которая не без труда добывала для своих изделий камень с башкирских земель.

Яшма - камень высокой твёрдости. Она не боится выветривания. Для мастера этот материал намного более трудный, чем мрамор. Для её обработки требуются особые твёрдые абразивы. Только в наше время технологии позволили сгладить разницу между твёрдыми и мягкими камнями.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Основную массу художественных изделий из цветного камня в XVIII - XIX веках изготавливали три главные гранильные фабрики: Петергофская, Екатеринбургская и Колыванская. На изготовление каждого изделия необходимо было особое распоряжение Кабинета Его Величества (позже он назывался Министерством Императорского двора).

Екатеринбургская фабрика постепенно пришла в упадок после отмены крепостного права, поскольку на ней трудились именно приписанные к ней крепостные. Позже Мамин-Сибиряк писал, что "каменным промысел в Екатеринбурге не делает ни шагу вперёд, а только повторяет старые образцы, рисунки и модели. Старые мастера, выучившиеся на гранильной фабрике, быстро вымирают, а новым негде учиться..." Но Екатеринбургская гранильная фабрика на всех выставках продолжала получать самые высокие награды, а "екатеринбургская грань" известна у мастеров по всей Европе. Громадные вазы из орленца и яшм - шедевры. Цена их очень высока, потому что за ними стоит масса адски медленной и тяжёлой работы.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Удивительные фабрики десятки лет работали над одним шедевром камнерезного искусства. Это были творческие мастерские, но прибыли они не давали. Даже самые талантливые художники и мастера редко могли рассчитывать на признание, славу и хорошее материальное вознаграждение.

Работа по обработке камня была тяжёлой и опасной. При обработке больших предметов применялись железные и свинцовые колёса. Колёса погружаются частью в корыто с наждаком и водой, эта масса разбрызгивается и высыхая, наждак превращается в пыль, делая эту работу опасной для лёгких. Описание тяжёлой работы гранильщиков можно прочитать в произведении Д. Мамина-Сибиряка - "Вертел".

Так создавались ценности, которые вручались императорам и королям. все гранильные фабрики делали свои произведения не для широкого потребителя. Уникальные вазы, торшеры и чаши предназначались только для двора и подарков за границу. Информация, куда именно шла продукция, создаваемая на российских гранильных фабриках, есть в государственном архиве.

Много ценные произведений камнерезного искусства ушло за границу, погибло во времена революции или осело в частных коллекциях и музеях.

Яшмовый пояс Урала обширный и полный по сей день. Располагаясь на территории Южного Урала от Кыштыма и Миасса, через Учалы и Южно-Уральск, Магнитогорск и дальше по Зауральскому плато. Пояс содержит в себе множество видов этого камня, который в настоящие дни мастера используют для изготовления украшений и предметов интерьера.