Найти тему
Второе дыхание

Методика развития чтения с пеленок

Оглавление

Мечта каждых родителей, чтобы его малыш правильно развивался. Всестороннее развитие ребенка - это процесс, который должен начинаться с самого рождения малыша, и требующий должного внимания со стороны взрослых. В этой статье я описываю методику чтения, которую можно уже применять, начиная с шести месяцев.

Её можно назвать "Методика чтения с пеленок". Все дети в скором времени научатся читать. Кого-то научат этому родители дома, кто-то научится чтению в школе. Но не каждый ребенок станет ЧИТАТЕЛЕМ, что немало важно!

Источник фото

Навыки осознанного чтения и соответствующие им умения выстраивать в логическом порядке свои высказывания появляются постепенно и на подготовленной для этого основе.

В раннем периоде развития эти навыки и умения развиваются благодаря целенаправленной работе родителей с иллюстрациями, грамотной работе с книжкой. Методика чтения с пеленок - это целенаправленная система действий, которая поможет родителям правильно работать с детскими книгами.

Первые книги для малышей необходимо отбирать тщательно. Такие книги должны быть "понятны" для детей. "Понятны", то есть сюжеты таких книг учитывают пока ещё не обширный личный опыт малыша, а тексты крайне просты и дают возможность крохе звукоподражания (сначала звуков, потом отдельных слов и коротких фраз).

Обязательно надо учить малыша перелистывать книгу. Это очень сложная задача для детей на начальном этапе обучения, но со временем опыт придёт.

Взрослыми должна быть поставлена конечная цель - на протяжении процесса обучения понять, что ребенок узнает изображение на картинке и может выбрать правильную картинку из двух, трёх и т. д. предложенных.

Шаг 1: сформировать представление о нарисованной игрушке на примере такой же объёмной.

Знакомство малыша с книгой проходит через его восприятие плоскостного изображения на картинке. Примерно, в 7-8 месяцев, когда взрослый попросит, малыш может найти и показать как объёмные фигуры игрушек, так и их плоскостные изображения. Существуют следующие способы в организации такого знакомства.

Показ из-за ширмы: Очень увлекательный способ соотнесения игрушки и картинки является показ из-за ширмы. Ширму можно соорудить из платка, также подойдёт спинка кроватки малыша.

Для игры подберите две игрушки, например, две уточки (одну - объемную, другую нарисованную на картинке). Разместите малыша перед ширмой. Продемонстрируйте из-за ширмы уточку-игрушку. Свой показ игрушки (картинки) комментируйте чтением потешки или стихотворением.

На последней фразе спрячьте игрушку и с другого конца ширмы покажите плоскостное изображение уточки и опять причитайте стишок.

Показ малышу настенной картины, на которой будет изображена одна игрушка: Разместите картину таким образом, чтобы ваш малыш во время бодрствования, видел её отчетливо. Главное правило - картина должна висеть всегда на одном месте.

Познакомьте кроху с картиной, расскажите, кто на ней изображен, проводите пальчиками малыша по рисунку. Комментируйте все действия. Например: "Вот петушок. его зовут Петя! Позовем его: "Петя, Петя". Посмотри, вот у Пети глазки, клювик, гребешок.

Вот какой красивый петушок Петя! А Петя по утрам поет: "Ку - ка - ре - ку! "Потом спросите у ребенка: "А где петушок Петя на картинке?" - и сразу расположите ребенка перед картиной.

Укажите рукой на изображение. Затем отойдите с малышом от картины и на расстоянии привлеките внимание ребенка к изображению. Данное упражнение формирует умение находить изображение предмета (игрушки), находящееся всегда на одном месте.

Немного позже повесьте на противоположной стене другую картину. Здесь задание усложняется - надо рассматривать знакомые и незнакомые изображения по очереди.

Показ на столе: стол - это замечательное место для проведения различных упражнений и игр. Заранее продумайте и приготовьте игрушки. Каждой игрушкой вы должны продемонстрировать малышу несколько действий (например, кукла ходит, пляшет, показывает свою одежду).

Вы можете её также на глазах у малыша покормить, потанцевать, причесать ее. Затем на смену игрушки приходит картинка. Далее изучите с малышом игрушку на картинке. Во время процесса рассматривания надо выполнять важное правило - всегда называть картинки сначала полным словом, а потом - облегченным.

Например: "Вот кошка, киса. Вот кукла, Ляля!" Описывайте одежду ваших героев, потом просите ребёнка показать вам части тела или элементы гардероба. Так постепенно происходит процесс обучения соотношению игрушки и её изображения.

Шаг 2: изображение с действием одного персонажа.

Задача данного этапа - способствовать более лёгкому восприятию ребенком простых действий на картинке, а также соотнесению этих действий с действиями, выполняемыми игрушкой или персонажем картины.

Здесь важно учитывать возрастные особенности малыша. В возрастном периоде с 11 по 14 месяцев дети с трудом воспринимают сложные картины (это 2 или 3 персонажа, действия которых не похожи друг на друга). Малыша необходимо постепенно знакомить с действием одного героя и переходить к рассмотрению картинок, сюжет которых усложняется.

Целесообразно при первом знакомстве организовать игру с настоящей игрушкой или с самим ребёнком. Заранее продумайте игрушку. Например, продемонстрируйте ребёнку лисичку. Максимально опишите её и то, что она умеет делать. Затем скажите что лисичке захотелось попрыгать через веревочку. Покажите малышу, как надо держать веревочку, а вы будете демонстрировать действия с куклой.

Если ребёнку более двух лет, попросите его показать, как кукла прыгала. Малыш должен прыгать через веревочку, лежащую на полу.

Потом на смену игрушке приходит картина. Не забывайте всё комментировать и про правило называния полным и облегченным словом. Так проходит процесс обучения соотношению действий, которых делают игрушки, и действий, изображенных на картине.

Шаг 3: моя первая книга.

Знакомство ребенка с первой книгой целесообразно проводить в возрастном периоде от 12 месяцев до 1 года 3 месяцев. Первая книга должна быть из плотного картона, иллюстрации в ней яркие, желательно без оформления мелких деталей.

Сюжет простой с одним действием. Важный момент - начинайте знакомство ребёнка не со всеми персонажами сразу. Потому что внимание ребенка быстро рассеивается, а если будет много новой информации, малыш быстро устанет и просто начнет перелистывать страницы, пытаться бросить или порвать книгу.

Шаг 4: действия одинаковые, а персонажи разные.

Так, в результате постепенного развития интереса к просмотру картинок, у детей формируются первые обобщения. В возрасте 18 месяцев ребёнок уже должен понимать, что в книжках куклы могут быть нарисованы по-разному, но все они называются одним словом "кукла".

Куклы могут делать одно и тоже действие, а могут разные. Важно на этом этапе научить ребёнка обобщать разные изображения игрушек, называть их одним словом, находить на иллюстрациях одинаковые действия, совершаемые разными героями.

Шаг 5: сюжетная картинка, где несколько героев и несколько действий.

Возраст 1 год 6 месяцев - период, когда у детей должно происходить знакомство с книгами, где присутствуют сюжетные картины, и где 2-3 героя с различными действиями.

Просматривание сюжетных картин и работа с ними - это прекрасная возможность для развития речи ребенка. Задавайте вопросы малышу. Учите правильно давать ответ. Эти факторы помогут ребёнку в дальнейшем грамотно составлять короткий рассказ по картине.