Для того, чтобы вы имели фактический материал перед глазами, я настоятельно отправляю вас на Ютуб.
Просто смотрите и думайте, что и как они это делают. Музыку лучше выключать, чтобы она не оказывала на вас влияние,и вы могли воспринимать движение объективно. И может быть, вы сможете заметить то, чего не смогли другие.
Что мы видим, когда смотрим на буто?
-Медленность.
Это один из самых узнаваемых, хотя не обязательных признаков буто.
Но никто больше, кроме бутоистов, целенаправленно так не замедляется.
Существует много быстрых стилей танца, в которых наоборот, с помощью ускорения движения танцор входит в некий и транс и отпускает тело. Например, африканские или экстатические. Они действительно меняют сознание у танцующего. Автор статьи как-то проходил тренинг, на котором мы должны были бешено танцевать 15 минут, не останавливаясь.
Это было тяжело, но это всего 15 минут. Но представьте, что они танцуют так час, два и более...
Такое движение снимает контроль с сознания и помогает телу подчиниться внешнему ритму. В такой пляске нет хореографии и каких-то правил движения. Цель такой практики часто мистическая: присоединиться в танце к силам природы и повлиять на них. А еще такие танцы хорошо снимают стресс)
Скорость-это освобождение, разблокировка тела, отдых для мыслей, устранение социальных замкОв.
Но быстрый танец освобождает не только контроль: он также уменьшает внимание в теле.
Он обладает магическим и терапевтическим эффектами, но не несет художественного смысла.
Какой же эффект у замедления?
Двигаться очень медленно чуть ли не сложнее.
Такое движение обладает эффектом самогипноза.
Отличие в том, что ваше внимание становится сконцентрированным на движущейся части тела. В процессе вы начинаете отслеживать тонкие переходы параметров движения.
Поначалу в таком движении сложно находить свободу. Если вы попробуете сейчас, вы почувствуете тело скорее скованным, чем свободным. Вы ощутите себя в толще тяжёлого и плотного тела.
Свобода в таком движении рождается от внимания к себе и от поиска единственно возможного варианта выражения себя сейчас.
Иногда приходится видеть начинающих бутоистов, которые вроде двигаются медленно, но эта медленность делается как бы специально, и это очень заметно. Сохраняется обычный темп дыхания, движения глаз не меняются. Те части тела, на которых внимания не хватает, двигаются в бытовом темпе. (Я не хочу сказать, что все должно быть с одной скоростью, нет конечно, но все должно составлять единую структуру. Я говорю про случаи, когда движение заметно выбивается.)
Это все может заметить и зритель, если будет знать, на что смотреть.
Иногда хочется сделать "фэйспалм".
Так вот, дорогие друзья!
Для начала просто попробуйте двигаться медленно, при этом отслеживая движение везде в теле: замедляя дыхание и объединяя его в темп с движением (объединяя-ключевое слово, то есть делая единым), так же замедляя глаза. Глаза словно смотрят внутрь, как будто немного проваливаются, не реагируют на внешнее, моргание также становится реже и медленнее.
Эта практика поначалу будет казаться искусственной и тяжёлой, но ее цель- почувствовать себя в этом свободно и сделать этот состояние привычным. В итоге вам не нужно будет заставлять себя замедлять дыхание, глаза и движение. В общем, опыт решает.
Это не приходит за 1, 2, 3, 4 раза.
Замедление - это один из способов концентрации внимания на движении. Но зачем нам это нужно?
Оказывается, бутоисты не просто хотят отстроиться от других стилей.
Замедление даёт возможность делать движение точным соответствием интенции. А если по-русски - честнее.
Точность выражения тоже приходит с опытом. Нельзя сказать, что вот так прямо сразу вы замедлитесь и откроется эта честность.
Но при регулярной практике вы научитесь чувствовать соответствие и находить форму для телесного выражения.
Со временем внимание начинает тонко дифференцировать движение. Сначала вы отличаете движение руки, потом кисти, потом пальца, потом фаланги. И чем больше деталей в вашем движении, и чем выше дифференциация, тем более качественным оно будет.
Вызывать впечатление движением фаланги- это не преувеличение, а так сказать, трудовые будни бутоиста.
Да, это возможно. Кто не верит-на Ютуб!
Когда входишь в это состояние, контроль не нужен, изменение движения перестраивает все тело, и ты как бы плывешь за этим ощущением.
Этого сложно добиться на сцене, все таки посторонние глаза и стресс кидают камней в этот поток.
Но оно и не требуется, потому что на сцену вы выносите подготовленный материал.
Часто приходится видеть, что в момент импровизаций возникают защитные социальные движения. Поначалу у всех так, это преодолимо.
Нужно просто стараться замечать их, сознательно направлять себя в зону дискомфорта, даже искать ее.
Замедление-это базовая техника, это еще не танец буто, она просто учит нас вниманию и наблюдению. Но из нее можно вынести много ценного.