Найти тему
Natali Liss

Как сочетаются слова "школа" и "быдло"?

Мне всегда казалось, что школа -это место культурное, или, по крайней мере, показывающее примеры достойного поведения. Этакая цитадель нравственности.

К сожалению, в последнее время при общении с некоторыми учениками, а порой и родителями, мне приходит в голову одно неблагозвучное слово: быдло.

Если посмотреть в словари, то изначально это слово означало "рабочий скот". Затем значение расширилось и так стали называть людей, занимающих низкое социальное положение и выполняющих тяжёлую работу. Сейчас чаще всего быдлом называют тупых, грубых, бескультурных, неотесанных людей. Я бы добавила: духовно неразвитых людей.

Откуда же такие люди в нашей цитадели? А всё оттуда. Школа - это уменьшенная копия общества. Какое общество, такая и копия.

Наши бесконечные беседы с учениками о правилах поведения, о "хорошо" и "плохо", о заповедях и этикете разбиваются о стену. Стену, за которой стоит часть учеников. Мне не хочется сейчас говорить о нецензурной речи, о грубых и обидных словах, о конфликтах и тому подобное. Об этом не написал только ленивый. Я хочу поделиться наблюдениями за поведением детей.

Первое наблюдение -при входе в школу. Всегда есть те, кто толкается, наступает на ноги и топчет упавшие куртки, или специально обрывает вешалки. Был случай, когда девочка, дабы отомстить обидчику, зашла в гардероб и наплевала на его куртку.

Не могу представить себе современного человека с упоением плюющего на одежду противника. Что-то есть в этом первобытное.

Следующее наблюдение - столовая. Про культуру употребления пищи молодым поколением сельских школьников можно уверенно сказать: вследствии отсутствия оной - грусть.

Поймите правильно. Речь не о ресторанном этикете. Элементарное уважение к труду других людей и к своим сотрапезникам. Забирают чужие порции, выливают чай в тарелку соседа, бросаются хлебом. Знакомо?

Был случай, когда учитель увидел на полу кусочек сыра и попросил ученика, который был ближе всего к нему, чтобы он поднял этот кусочек, в ответ услышал: "Я вам шестерка что ли? Сами поднимите! " Учитель - женщина в возрасте, ученик - третьеклассник. А на следующий день история имела продолжение. Пришли родители этого ученика, выяснять, почему их ребёнка прилюдно унизили. Без комментариев.

Ну и ещё одно любопытное место - это, конечно, туалет. Ломают сантехнику, краны сворачивают, разбивают двери. Это как у многих. Самое обидное, что туалетные комнаты у нас сделали недавно, до этого все бегали на улицу. Не ценят. Больше всего меня поразили две истории, связанные с этим чудесным местом. Первая длилась целый год: кто-то из мальчиков систематически писал в корзину для мусора. Примерно раз в месяц. Техслужащие у нас тоже женщины за 50, не думаю, что им нравилась такая затея.

Затем у нас сломался один бачок и на него временно поставили табличку "Сломано". Мальчик сбросил эту табличку, навалил (простите за подробности) кучу. А когда техслужащая ему сказала, что зачем он так поступил, ей же все это придётся убирать, то ответ был ещё более убийственный: "А ТЫ и должна за мной убирать, ТЕБЕ за это деньги платят". Мальчик был из второго класса.

Много говорят о развитии компетенций, личностном росте, профильном обучении. Чувствуете диссонанс?

Может кто нибудь знает, как бороться за человеческое в человеке? Как избавиться от животных привычек? Может всё таки понятие "быдло" останется в будущем только в словарях?