28 января на Онежском судостроительно-судоремонтном #заводе прошла церемония спуска на воду рабочего катера "Анатолий Климов" проекта ST23WIM-H. Подобные суда (по проекту ST23WIM) завод строил и ранее, однако у нового катера есть одно важное отличие – гибридная энергоустановка. По данным разработчиков проекта и заказчика, на отечественных рабочих катерах ранее гибридные установки не применялись.
Катер "Анатолий Климов" (строительный номер 107-H) строится по заказу "Росморпорта". Это первый в серии из двух #гибридов для работы в морском порту Ванино. Разработчик проекта – компания "МТ-Групп".
Длина катера проекта ST23WIM-H составляет 25,5 м, ширина – 6,6 м, осадка – 2 м. Судно оснащено двумя главными двигателями мощностью 478 кВт каждый и двумя дизель-генераторами мощностью 44 кВт каждый.
Такой рабочий #катер может использоваться для обследования судоходных путей, доставки комиссий и членов экипажей, осмотра и экологического мониторинга акваторий, участия в спасательных операциях, а также лоцманского сопровождения на судоходных путях.
Отличительная особенность данного катера заключается в возможности сочетания разных режимов взаимодействия главных двигателей, #дизель-генераторов и тяговых аккумуляторных батарей. Так, на небольшой скорости катер может работать от аккумуляторов или дизель-генераторов. На более высокой скорости #судно передвигается за счёт главных двигателей, работающих на номинальной частоте вращения. Также возможен комбинированный режим (подробнее об этом блог "Судострой" рассказывал ранее).
Использование электродвижения на малых скоростях даёт сразу несколько преимуществ. Во-первых, снижается вред окружающей среде за счёт отсутствия выхлопных газов главных двигателей.
Во-вторых, экономится ресурс и продлевается срок службы главных двигателей за счёт их использования главным образом на номинальных оборотах. По подсчётам проектировщиков, большую часть времени подобные рабочие суда либо находятся в режиме ожидания, либо передвигаются с небольшой скоростью (5-7 узлов). При этом главные двигатели работают при нагрузке максимум 20%, что негативно сказывается на их ресурсе. Теперь эта проблема решена.
Что касается непосредственно реализации гибридной концепции, то в проекте ST23WIM-H используются гибридные модули (муфты) от итальянской компании Transfluid. Каждый из двух узлов включает в себя два гребных электродвигателя/валогенератора, которые обеспечивают движение на скоростях до 6 узлов без главных двигателей и на максимальных скоростях без дизель-генераторов.
Принципиально само по себе решение не ново. Даже для отечественной промышленности. Подобный принцип использовался на подводных лодках. Однако для маломерных рабочих катеров это первый опыт. К работе первый из двух гибридов должен приступить уже в этом году. Интересно посмотреть, будет ли продолжена серия.