В рабочем коллективе всезнайки — не редкость. Часто они не уверены в себе и поэтому сразу стараются самоутвердиться. Но некоторых всезнайками делает успех. Иметь с ними дело сложнее, особенно если это ваши начальники. Они полагают, что их заслуги говорят сами за себя и что действительно знают все: именно их достижения обязывают их указывать другим, что и как делать, вплоть до мельчайших деталей. Вот несколько советов, которые помогут работать со всезнайками независимо от того, какую должность они занимают в компании.
Если всезнайка ваш подчиненный или подопечный
Ваша обязанность — наладить с ним обратную связь. Дайте ему понять, что его поведение негативно сказывается на карьерном росте. Чтобы быть убедительным, обязательно сообщите ему свое мнение о конкретном факте, свидетелем которого вы стали.
Если всезнайка не подчиненный, а коллега
Вам решать, говорить ли ему вообще что-либо. Если вы в дружеских отношениях, то, может быть, имеет смысл обсудить с ним его поведение. Начните разговор с вопроса: «Могу я поговорить с тобой кое о чем?» Это направит разговор в нужное русло. Но такой подход не сработает с коллегой, которого вы знаете недостаточно хорошо или не находитесь с ним в близких отношениях. Со стороны ваши действия будут выглядеть как типичное поведение всезнайки. Подождите, пока между вами не возникнет доверительных отношений, или примените методику работы с боссом-всезнайкой.
Если всезнайка ваш босс
Действуйте осторожно. На случай, если вы оказались в наихудшей из возможных ситуаций, вот несколько основных правил.
Правило 1. Если проблема не так уж и важна, просто не думайте о ней. Такой подход сохранит ваши силы, когда они действительно вам понадобятся.
Правило 2. Если всезнайка неправ и важно, чтобы он учитывал чужое мнение, следует найти способы, которые помогут переубедить его. Попробуйте применить следующие подходы:
Спросите «Вы когда-нибудь…?» Такой вопрос заставит всезнайку взглянуть на проблему с другой стороны. Вопросом «что, если» также можно побудить всезнайку посмотреть на ситуацию по-новому.
Проверьте данные. Вы можете сказать: «Думаю, это хорошее решение, но позвольте мне проверить имеющиеся данные. Давайте встретимся через неделю, за это время я соберу всю информацию от наших сотрудников о качестве их сервиса».
Ищите возможные риски. Здесь вам следует сказать: «Есть реальные риски. Нам нужна уверенность, что в нашей продукции нет дефектов, допущенных по вине поставщика. В противном случае мы попадем под штрафные санкции. Что, если посоветоваться с нашими юристами и риск-менеджерами?»
Правило 3. Если вам удалось склонить босса-всезнайку на свою сторону, убедитесь, что ему можно верить. К примеру, так: «Ха Юн просит, чтобы я согласовал с юристами риски по этому контракту, и мы решили, что…». Это не умалит вашей роли в данной ситуации, но, несомненно, переложит на всезнайку определенную долю ответственности за принятое решение.
И помните: ни в коем случае не следует соревноваться со всезнайкой независимо от того, какое положение в компании он занимает: вашего непосредственного подчиненного, коллеги или начальника. Конкуренция с ним не изменит его поведения, а вы сами станете похожи на всезнайку.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи в HBR Россия «Я все знаю, а вы нет». Другие материалы о построении коммуникаций вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.
Подпишитесь на наш канал