Вот, созрел до того, чтобы сформулировать какую-то свою систему планирования уроков (напомню, английского языка). Представляю 10 принципов, которым следую, чтобы не превращаться в исследовательский институт в одном, не очень энергичном, лице.
1) Планы пишу в электронном виде в Excel, имею рядом шаблон, куда несложно скопировать и распечатать любой урок. Правило: один урок - одна строчка таблицы! Также удобно искать в получившейся базе на каком из старых уроков что делали, что было задано и т.п. Имею два формата базы: 1) каждодневный, где прописано что именно будем делать на уроке в самых простых формулировках и 2) на случай проверки, в котором есть более подробная структура урока и больше полей. Обычно я просто скрываю "ненужные" колонки. Копирую свои уроки на всю неделю одной вставкой.
2) Не планирую ни весь год, ни четверть, ни циклы уроков заранее, т.к. в реальности каждый урок либо проходит по плану, либо уводит в сторону и отбрасывает назад. Могу спланировать уроки на неделю так: первый подробно, на второй написать "Контрольная работа", на третьем сделать пометки "Работа над ошибками" и "Новая глава". Будет время, распишу как именно начнем новую главу, нет - буду выкручиваться прямо на уроке.
3) Не планирую на один урок больше четырех этапов. Поэтому у меня 4 колонки :-) Подмечено, что если спланируешь 5-6 и более этапов, то до последнего не дойдешь. Если задания мелкие, пишу их в одну колонку, как один этап. В нашем предмете нельзя не менять вид работы, устанут. Один этап не более 10 минут, 10х4 = 40
4) На каждый урок планирую этап "Если осталось время". Выдаю домашнее задание по завершению основных этапов, потом объявляю: "До конца урока будем делать то-то" и занимаемся. Только в конце - оценки.
5) В один из этапов вписываю слово "Опрос", чаще всего это домашнее задание. Значит за этот этап я ставлю отдельные оценки. Если нет, просто пишу "Проверка ДЗ".
6) Стараюсь следующий урок спланировать сразу после только что законченного, на перемене. Планы получаются живее и актуальнее, чем вечером или через 2-3 дня.
7) После завершения урока в таблице зачеркиваю те этапы, которые не удались или не успели пройти. Их легко перенести в следующий урок.
8) Если для урока нужен внешний дидактический материал, например, аудиофайл, карточки для распечаток, картинки и т.п., использую инструмент "Гиперссылка". На уроке нажимаю на слово, например, "Карточки" и сразу открывается файл, который можно вывести на проектор или распечатать как раздатку. Неготовые пока материалы помечаю цветом (красным), открывая план, каждый раз видишь, что срок приближается, пора бы засесть за этот материал.
9) Ввел систему обозначений этапов уроков: ПДЗ - проверка домашки, РНО - работа над ошибками, КР - контрольная, СР - самостоятельная, ТЧ отработка техники чтения, ЧП - чтение с переводом (слабые читают, сильные переводят), ЕОВ - Если осталось время, 3/57 - упражнение №3 на странице 57, СД - словарный диктант. Также ввел кодировку времен глагола, чтобы помечать, в каком времени ученикам предстоит высказываться, типа PtC - Past Continuous.
10) Не заставляю себя писать планы через силу, следовать шаблонам, каждый раз меняю глубину и подход к написанию. План - это не отчетный, а рабочий документ, творю, что хочу.
Вот примеры планов разной степени глубины:
20.янв 5А ПДЗ Тренажер 7с79 ауд 8/79 (Дом. зад.)2,3а с 80
А так примерно выглядит распечатка:
Карта урока
Класс 5а Дата 11.03.2019
Тема: 72. Контроль усвоения "...."
Цели: Применение в речи лексики по теме "Одежда" (Личностные УУД)
Развитие навыков общения, получение информации в диалоге (комм-ые, позн-е УУД)
Контроль собственных действий по словам учителя (регул-е УУД)
Ход урока:
Мотивирующее начало урока Шутка с 94
Фонетическая зарядка слова погода
Речевая зарядка слова одежда
Обучение Аудированию 2а с 92
Говорению 6с94
Технике чтения SP9
Чтению SP9
Письму 0
Введение нового материала: 2а с 92, 6с94
(или ход урока, SP9 в зависимости от типа)
Физкультминутка: Put on your…; it's rainy …
Применение знаний
ЕОВ с экрана 2/57, 3/57, 7/58 (самостоятельная работа)
Домашнее задание 4,5 с 94
Итоги урока: Повторили тему…, научились различать времена
Надеюсь, материал был полезен и интересен.
Читайте, пишите, комментируйте - отвечу всем!