Здравствуйте.
Иногда даже тщательные расчеты приводят к неверным выводам. Когда привязываемся к прошлому вместо того, чтобы смотреть в будущее. Когда выбираем не те приоритеты, концентрируемся на деталях вместо того, чтобы видеть общую картину. Вот три житейских правила, которые помогут принять правильное финансовое решение.
Правило 1. Учитывайте только будущие траты
Допустим, вы решили посетить мастер-класс Стаса Гангапаса "Жизнь как велосипед, крути педали". Оплатили перелет и мастер-класс по специальной цене и, если передумаете, вернуть деньги не сможете.
Сколько стоят "Педали":
За неделю до мастер-класса друзья предлагают слетать в Турцию и поболеть за любимую команду ФК "Краснодар" в Лиге Европы.
Сколько стоит поболеть:
Как поступить с точки зрения финансов, не учитывая эмоциональную сторону?
На первый взгляд, поболеть за команду стоит меньше: 33 тыс. руб. против 43 тыс. Но деньги за перелет и мастер-класс уже не вернуть – можно смело вычеркнуть из расчетов и смотреть только на будущие траты.
На футбол придется потратить те же 33 тысячи, а на Стаса – 13 тысяч.
Послушать Стаса выгоднее, будущие траты на мастер-класс почти в три раза меньше, чем на футбол.
В бизнесе все серьезнее:
Желание "отбить" прошлые траты вместо того, чтобы
смотреть в будущее приводит к плохим решениям.
Собственники годами не закрывают убыточные предприятия и поддерживают мертвые стартапы – просто потому, что когда-то вкладывали в них деньги. Я это называю "Ловушка реванша".
Ко мне обратилась предпринимательница. Год назад она открыла
музыкальную школу, но бизнес все глубже уходил в минус. Ей было
жалко вложений – готова была запустить еще одно направление,
лишь бы перекрыть убыток школы.
Я предложил забыть прошлые траты и оценивать только
будущие доходы и расходы. Оказалось, даже с дополнительными
вливаниями школа будет убыточной. А новое направление может
еще больше усугубить ситуацию.
Через две недели предпринимательница частично "отбила"
вложения, продав бизнес за 400 тысяч рублей – оптимальный
вариант в ее ситуации.
К безвозвратным расходам относитесь так:
Правило 2. Учитывайте альтернативные потери
Открывая одну дверь, закрываем другие. Делая выбор, отметаем другие варианты – и другие возможности. Мало кто считает, сколько бы заработали, если направили ресурсы в другой проект.
Вернемся к примеру с музыкальной школой:
Когда разговаривали с собственницей, выяснилось, что до
открытия школы она была успешным 3D-дизайнером. У нее был
постоянный поток клиентов, работала одну неделю в месяц и
получала приличные гонорары.
Так что к реальному убытку школы добавил еще и
альтернативный убыток – деньги, которые она могла бы
заработать, если занималась дизайном. Это помогло ей взглянуть
на текущий бизнес более реалистично.
Если и переключаться на другой проект, то на более выгодный, который перекроет прибыль предыдущего – очевидная мысль для каждого профессионала.
Допустим, мы сапожники, и к нам одновременно поступает два
срочных заказа. Успеваем выполнить только один заказ, и все
равно, какой это клиент. Естественно, выберем того, кто
больше заплатит.
Но в реальном мире другая картина: вместо того чтобы обслуживать лояльных, прибыльных клиентов, возимся с теми, кто громче требует. Загружаем высокооплачиваемых сотрудников дурной работой, выбираем интересные, а не нужные проекты. В следующий раз сравните текущую и альтернативную прибыль. Поможет расставить приоритеты.
Правило 3. Корректно учитывайте постоянные расходы
Такие расходы не зависят от прироста выручки –их еще называют "неприростные". Даже если нет продаж, все равно платите за интернет, офис, зарплату секретарю и главному бухгалтеру.
Главного бухгалтера упомянул не зря: они любят, чтобы расходы распределялись как масло на хлеб – ровненько и на всю поверхность.
Допустим, перед нами отчет о финансовых результатах трех магазинов:
Управленческие расходы здесь постоянные:
- зарплата бухгалтеров, IT, HR, юриста, секретаря, советника, родственника, дальнего родственника;
- аренда и коммунальные платежи головного офиса;
- услуги связи;
- представительские расходы;
- амортизация компьютеров, мебели и машины директора.
Чтобы было "справедливо", бухгалтер распределяет управленческие расходы по магазинам согласно выручке. Последние 2 года магазин №3 показывает убыток, и его решают закрыть.
Но директор не отказывается от роскошной машины и все так же водит клиентов по дорогим ресторанам. Аренда головного офиса не становится дешевле, зарплаты родственников и дальних родственников не уменьшаются. Вот только постоянные расходы теперь делятся на два магазина.
Зато теперь все ровненько, убыточных магазинов не осталось.
Пример из практики. В 2015 году ко мне обратилось агентство по
изготовлению вывесок. Рынок наружной рекламы сократился,
клиенты не работали по старым ценам, уже 2 месяца не было
заказов. Думали распускать команду и искать новую нишу – но я
предложил пересмотреть цену.
Цена формировалась по принципу "затраты плюс": к расходам на
изготовление добавляли стандартный процент для перекрытия
постоянных расходов и наценку "нам для жизни хватит".
Исключив из цены постоянные расходы и уменьшив наценки,
агентство сохранило команду, клиентов и поставщиков. Уже через
3 месяца перетерпели убытки вернулись на прежний уровень
прибыли.
Такой подход используют в краткосрочной перспективе, чтобы "нырнуть под волну". На длинных горизонтах бизнес должен покрывать постоянные расходы и генерировать прибыль.
Чтобы принимать верные финансовые решения, старайтесь видеть целую картину, не привязывайтесь к прошлому и трезво оценивайте последствия в будущем.
Все 3 житейских правила учета расходов:
- Учитывайте только будущие траты.
- Учитывайте альтернативные потери.
- Корректно учитывайте постоянные расходы.
В следующей статье расскажу, как бороться с эффектом "замыленного глаза".
Блог - mushinsky.ru
Советы по финансам Instagram -https://www.instagram.com/denismushinskiy/