Евреи – это один из древнейших народов мира с богатейшей историей, подтверждённой многочисленными археологическими исследованиями. Еврейский народ – богоизбранный, обязанный исполнять особую духовно-религиозную миссию, они хранители истинной веры в Единого Бога. Они дали миру христианство, но они же и предали Христа, не признав его Мессией.
Еврейский мир с древних времен разделён на разные религиозные течения, так как народ расселён по всему миру. Самыми значительными являются ашкеназы (Ашкеназ-Германия), проживающие в Центральной Европе, позже и в Восточной; сефарды (Сфарада-Испания), населяющие Северную Африку, Ближний Восток, Юг Европы.
Погромы и тяжёлая жизнь ашкеназских евреев в Европе в 16-17 веках связаны с постепенной потерей еврейских знаний. Каббала – еврейский мистицизм, являющаяся частью Торы и позволяющая осознавать суть еврейских законов, но не имеющая практического отношения к повседневной жизни, пострадала больше всего.
Возникновение хасидизма произошло на территории нынешней Украины около трехсот лет назад, позднее распространилось в Венгрии, Польше, Галиции. Её основоположником стал Исраэль Бааль Шем Тов (Бешт), он занимался образованием евреев, основал ешиву (учебное заведение) для каббалистов. Его ученики стали хасидскими Ребе (учитель), которые, в свою очередь, обучали Каббале и мистицизму последующих хасидов (благочестивых).
Евреи делятся на хасидов (ортодоксальных, в современном мире даже ультраортодоксальных) и светских иудеев. Между светскими и ортодоксальными евреями – пропасть.
Хасиды особо аккуратно, даже фанатично соблюдают религиозные заповеди и традиции. В Израиле хасиды не работают, не платят налоги, не служат в армии и через своих представителей в Кнессете (парламенте) выбивают для себя бесконечные льготы. Всё свое время они заняты изучением Торы (Пятикнижие Моисеево или традиционный иудейский закон).
Тора постигается кропотливым трудом на протяжении всей жизни, занимаются этим профессионально в качестве основного занятия. Среди светских евреев существует присказка, что на одном плече еврея сидит ортодокс (хасид), а на втором – араб. В Израиле 3/4 населения составляют евреи, 1/5 – арабы. Не работая, будучи многодетными, хасиды живут на государственное пособие, попросту, паразитируя. Мужчины молятся, изучают Тору, больше половины женщин работает.
Для хасидов очень важен авторитет и личность духовного лидера, он считается посредником между евреем и богом.
Выйти замуж за нищего, но изучающего Тору, очень престижно.
Ультраортодоксы проживают в разных странах, заселяются обычно в отдельных кварталах, менее заметны, работы не избегают, не требуют от государства заботы и льгот.
В России самым влиятельным движением евреев является Хабад-Любавич, развитие которого началось в местечке Любавичи в Белоруссии. В Москве проживает главный раввин России Берл Лазар, в еврейском музее содержится библиотека любавичского ребе.
По субботам хасидам нельзя работать – грех. И если бы только работать! Нельзя включать телевизор (у хасидов их почти нет), нельзя водить машину, не работают магазины, кафе! Компьютер, телефон имеют только те, кому это необходимо по работе. По субботам перегораживают дороги, чтобы не ездили машины.
Даже места проживания хасидов и светских евреев не могут быть рядом, хасиды живут обособленно и их жилища поражают лабиринтами коридоров, лестниц, пристроек и грязью. В Иерусалиме это район Меа-Шеарим.
Хасиды разных течений по внешнему виду очень узнаваемы, они свято хранят облик своих дедов, сложившийся за сотни лет. Белый верх, чёрный низ, чёрные шляпы (кней, капелюш, самет), штраймл (меховая шапка), традиционные пейсы, галстуков не носят (они напоминают крест). Женщины носят парики, платки, волосы должны быть спрятаны, нельзя ходить в открытой одежде, а детям – в цветной, только в чёрно-белом.
Говорят на идише с добавкой слов с регионов проживания, иврит используется только в молитвах.
Невозможно не заметить, что хасиды крайне нечистоплотны и, практически, не соблюдают правил гигиены.
Многие светские евреи обращают внимание, что Израиль начал «чернеть», хасидов стало больше!
О хасидах в мире сложилось неоднозначное мнение, даже не в силу внешнего вида, а из-за их бесполезности для общества и нетерпимости к тем, кто недостаточно религиозен.
Еврейский народ состоит из разных религиозных течений, каждое из которых хранит свою уникальную индивидуальность, у каждого своя задача, все служат Творцу, вместе составляя единое целое.