Здравствуйте. Смею надеяться, что не совсем вам ещё надоел диванный псевдоэксперт Алексей Коновалов, коим я являюсь, если вы открыли эту страницу. А я расскажу вам о отрывке рукописи арабского писателя Абу Али Ахмеда бен-Омара ибн-Даста о Руси конца IX, начала X веков.
Эти рукописи нашёл российский учёный-востоковед Даниил Абрамович Хвольсон в Британском музее в 1866 году. Здесь я постараюсь вкратце изложить объяснения и перевод Хвольсона этой рукописи.
"Что касается до Руси, то находится она на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они (Руссы), равняется трем дням пути; покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется, по причине (рыхлости от) обилия в ней воды."
Этот отрывок Даниил Абрамович объясняет очень остроумно. Ибн-Даста или его источник видел в Итиле или где-нибудь на берегу Каспийского моря ловких, смелых и предприимчивых купцов.
— Кто вы? — спрашивает он их.
— Мы Русы. — отвечают купцы.
— Где вы живёте?
— На острове.— то есть на одном из множества островов, образуемых рукавами Волги, может быть, на острове вблизи устья Днепра, так как русы уже давно поселились около Чёрного моря(напоминаю, что это объяснение Хвольсона).
— Велик ли ваш остров?
— Около трёх дней пути. — по лесам и болотам путешествуют не быстро, и в три дня не проходят большого пространства.
— Есть ли у вас хорошие пашни?
— Нет, наш остров состоит из лесов и болот, так что земля трясётся под ногами.
— А чем же вы живёте? — спросил, наконец, любознательный мусульманин.
— Мы купцы,— ответили русы — и живём торговлей.
Таким образом, спросивший отложил в памяти, что русы имеют такой-то внешний вид, живут на острове, на болоте, и занимаются торговлей.
Дерзну высказать своё предположение, что русские купцы знали арабский язык в пределах, позволяющих вести торговые сделки, общаться на отвлечённые темы было для них непривычным занятием, поэтому мусульманский собеседник мог их неправильно понять.
Может быть также, что наряду с купеческой деятельностью, русы не брезговали разбоем, и специально давали неверные сведения, от греха подальше.
"Русь имеет царя, который зовется Хакан-русь. Они производят набеги на Славян; подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хазеран и к Болгарам и продают там. Пашен Русь не имеет и питается лишь тем, что добывает в земле Славян."
Хвольсон объясняет, что русские князья даже в Xl веке ещё носили ещё титул Хаганов. Это он связывает с тем, что князья, начиная с Аскольда, освободившего от хазарских Хаганов многие славянские племена, сами заменили в их глазах этих хаганов, так как те освобождённые славяне не знали других титулов, кроме Хагана.
Также Даниил Абрамович замечает, что у других арабских авторов есть сообщения, что, наоборот, славяне нападали на русов, однако это собщение он находит наиболее верным. Возможно, здесь упоминаются русы-разбойники.
Хазеран, по мнению Хвольсона, район на востоке города Итиль.
Про то, что русы не имеют пашен, Хвольсон приводит мнение немецкого историка-норманиста Филиппа Круга, который считал этих русов скандинавскими воинами, уехавшими из Скандинавии и грабившими славян. Само собой, они не собирались ни пахать, ни сеять.
Сам же он при этом приводит и свою собственную точку зрения. В его время, именно в XlX веке, имелись целые купеческие поселения, которые как раз не пахали и не сеяли.
" Когда у кого из Руси родится сын, отец (новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его пред дитятею и говорит: «Не оставлю в наследство тебе никакого имущества: будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечем»"
Позвольте привести дословно слова Хвольсона: "Почитание меча, то есть, оружия, материальной силы, есть наследственная доля индоевропейских народов вообще, направление, которого не могло искоренить ни христианство, ни древняя, ни новейшая цивилизация, и которое, к сожалению, еще надолго останется не искорененным."
Здесь позвольте прервать ненадолго своё повествование. Обещаю, не успеете соскучиться. Большое спасибо сайтам voslit и wikipedia.
Друзья, это первая часть цикла, остальные части можно прочитать, перейдя по ссылке: