Через шестьдесят с лишним лет после смерти Рейнхардта (1910 - 1953) его музыка вдохновила более 30 ежегодных цыганско-джазовых фестивалей по всему миру, включающих в себя мастер-классы и концерты.
Множество групп играют музыку в порождённом Рейнхардтом цыганско-джазовом жанре. Можно найти сотни цыганско-джазовых исполнителей прошлого и настоящего. Многие из них заимствуют свои названия от знаменитого ансамбля Рейнхардта, «Quintette du Hot Club de France», отсюда ряд групп с названиями типа «Hot Club of...», иногда несущие индивидуальные региональные музыкальные особенности.
Биография и наследие
Jean «Django» Reinhardt родился в 1910 году в фургоне на окраине бельгийского городка Liberchies в семье бродячих цыган — в разговорной речи «Gypsies». Рейнхардт исполнял серенады владельцам кабаре на гитаре и банджо с 12 лет.
Когда ему было 18 лет, деревянный фургон, который он делил с женой, загорелся. Правая сторона его тела и левая рука — та, которая использовалась для прижатия струн к грифу — были ужасно обожжены. Полностью используя только большой, средний и указательный пальцы левой руки, он изобрёл новый способ игры на гитаре.
Переехав в Париж в 1930-х годах, Рейнхардт и скрипач Стефан Граппелли сформировали «Quintet of the Hot Club of France». С их крутой смесью американского джаза, цыганских ритмов и парижского уличного пения квинтет сделал взлёт к всемирной известности с придуманным ими жанром, цыганским джазом.
Группа распалась с началом Второй мировой войны. Грапелли остался в Англии, в то время как Рейнхардт вернулся в оккупированную нацистами Францию, где чудом избежал отправки в один из лагерей смерти, в котором погибло множество цыган.
После войны Рейнхардт осуществил мечту всей своей жизни о посещении Соединённых Штатов. Эта поездка закрепила влияние Рейнхардта на гитаристов далеко за пределами джаза. Чет Аткинс приехал из Восточного Теннесси в Чикаго, чтобы увидеть, как Джанго играет с Дюком Эллингтоном, и получить его автограф. Аткинс, который записал некоторые из сотни оригинальных сочинений Рейнхардта, оказал влияние на всех кантри-гитаристов. От музыки кантри влияние Рейнхардта распространилось и на рок-н-ролл.
В конце 1940-х Рейнхардт ненадолго воссоединился и записался с Грапелли, и начал экспериментировать с электрогитарой. В 1950-х годах он ушёл на покой, проживая недалеко от Samois-sur-Seine во Франции, где с 1968 года проходил один из самых продолжительных цыганско-джазовых фестивалей. В тёплый день в мае 1953 года Рейнхардт перенес инсульт и умер. Ему было 43 года.
Ритм-гитарист и вокалистка Isabelle Fontaine рассказывала:
Это был 1941 год. Джанго и квинтет исполняли песню, которую никто никогда раньше не слышал — мелодию Рейнхардта, которую он сочинил для этого случая. После того, как номер был завершён, тишина наполнила комнату. Затем последовали громовые аплодисменты. Публика потребовала, чтобы группа снова сыграла песню. Затем они потребовали этого в третий раз. Каждый раз приём становится все громче и восторженнее...
Самая известная композиция Рейнхардта «Nuages» («Облака») после Второй мировой войны стала «ностальгическим и горько-сладким голосом надежды по всей Франции, гимном оккупированного народа».
Французский гитарист и композитор Roland Dyens (1955 - 2016) играет свою версию «Nuages» Django Reinhardt:
Хранители и новаторы
Не все однозначно оценивают современный цыганский джаз. Иногда говорят, что «на сцене и на фестивалях слишком много имитации и недостаточно оригинальности», а когда игроки пытаются воспроизвести соло Рейнхардта нота в ноту, результат противоречит Рейнхардту, который больше интересовался импровизацией и экспериментами.
Stochelo Rosenberg говорил: «Моя музыкальная школа была и остаётся цыганским лагерем, где я был должен говорить музыкой от себя самого. Я не хочу просто повторяться. Скорее, я выражаю свою собственную душу в музыке и делаю это по-своему».
Гитарист Thor Jensen, который играет в «Stéphane Wrembel’s band», согласен с критикой о том, что фестивали могут подчёркивать подражание вместо инноваций, но он не уверен, что обвинения всегда справедливы. «То же самое можно сказать о рок-н-ролле, фолке или кантри. И, как и во всех этих жанрах, если вы посмотрите немного глубже, уникальность артистов становится более очевидной. Любому, кто впервые входит в этот стиль, нужен кто-то для подражания, так почему бы не Джанго? Так музыканты обретают свой голос. Развивающиеся игроки в конечном итоге обретают собственный голос и звук».
«Хранители сохраняют музыку подлинной, — добавляет он, — а многие люди, в том числе и я, изучают новые возможности. Я не слишком люблю борьбу между новаторами и хранителями. Есть место и функция для всех. Хранители сохраняют традиции, а новаторы сохраняют их свежесть».
На видео ниже The Rosenberg Family Project исполняют «Minor Swing».
По материалам статьи (англ.).
Гитара в джазе (обзор статей канала)