Найти тему
Сталкер

Настоящее хорошее постсоветское кино от режиссёра Лидии Бобровой, заваленное нашими и зарубежными наградами

Оглавление

Говорите - нет в послесоветской России хорошего кино? А к какому же тогда кино отнести фильмы режиссёра Лидии Бобровой, к примеру? Если уж её фильмы не относить к хорошим, тогда что вообще к ним причислять?

Лидия Боброва сняла всего четыре картины (все - в период с 1991 по 2009 годы). Но зато какие! Все они получили многочисленные премии и призы, в том числе на зарубежных кинофестивалях. Все они нисколько не хуже заслуженно хваленого советского, а в чём-то даже и лучше. В чём, интересно?

Ой, вы, гуси! (1991)

Фильм о трёх непутёвых братьях. Один отсидел за убийство, другой - инвалид, третий - алкоголик. Разные судьбы. но всех них живёт противоречивый русский дух, отчасти выраженной в народной песне "Ой, вы, гуси!", которую они вместе с отцом пели, шагая по просёлочной дороге.

Тут просто уникальное проникновение в простейший быт "простых" людей (которых "простые" люди и "играют", в основном). "Простых" лишь по определению "непростых". На самом деле, как убедительно показано в фильме, каждый "простак" несёт в себе такое разнообразие чувств и помыслов, что и иной образованный может позавидовать.

К сожалению, этот самый образованный, как правило, видит в пьянчужке лишь пьянчужку, в грубой женщине - "хамку", в вернувшемся из "мест не столь отдалённых" - злодея... Ну так вот вам, пожалуйста - фильм-пособие по узнаванию и изучению таких людей.

-2

И недаром в картинах Лидии Бобровой персонажи часто поют - человек это песня, а по песне можно многое понять.

  • Фильм вошёл в список 100 лучших фильмов России, снятых в период 1908—1996 годов
  • Всероссийский кинофестиваль авторского кино в Твери. Гран-при режиссёру Лидии Бобровой (1991)
  • КФ «Дебют» в Москве. Гран-при режиссёру Лидии Бобровой (1992)
  • КФ «Кинотавр» в Сочи. Приз жюри «За прекрасный дебют» в конкурсе «Фильмы для избранных?» 
  • МКФ фильмов-дебютов в Анже (Франция). Гран-при за лучший европейский дебют и сценарий режиссёру Лидии Бобровой (1992)
  • МКФ женского кино в Минске. Специальный приз режиссёру Лидии Бобровой (1993)

В той стране (1997)

Нет, есть, есть в стране советской российской люди из кинематографического цеха, способные не к замутнённому взгляду на нашу реальность, на нашего провинциального человека и человечка, к ясному, родниково-чистому взору, как у Лидии Бобровой. На русское и русских. Со всеми их неприглядностями и красотой. С прекрасно-глубокой, вечно-покойной, умиротворяющей нашей природой - ибо без неё не поймёшь нашу душу. Красоту, которой не каждый высоколобый умник способен ощутить. А вот какой-нибудь простой, внутренне и внешне скукоженный крестьянин - такой как главный герой фильма - могёт. Что, подтверждающе скажу - истинная правда.

-3

И знает Лидия Боброва, что счастье для русского человека это нечто особенное, совершенно не вмещающееся в головы некоторой отечественной антилехенции.

-4

Почти все участники съёмки - не профессионалы. Что придаёт ленте ещё большую правдивую естественность.

Государственная премия России за 1998 год
Премия Мира на МКФ в Берлине (1998)
Гран-при МКФ «Ренконтрэ», Париж, и приз Парижской мэрии на прокат фильма во Франции (1998)
Гран-при МКФ Славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1998)
Гран-при жюри и публики МКФ в Кретее, Франция (1998)
Спецприз жюри МКФ в Турине, Италия (1998)
Гран-при МКФ в г. Фрайштадт, Австрия, (1998)
Главный приз на Всероссийском кинофестивале «Новое кино России» в Челябинске (1998)
Приз им. В. М. Шукшина на I Шукшинском кинофестивале (1999)
Гран-при МКФ в г. Тромсё, Норвегия
Приз Норвежского киноинститута на прокат фильма в Норвегии (1999)
Гран-при МКФ в Минске (1999)

Бабуся (2003)

Иногда из жизни выбирается "правда", которая ничего кроме возмущения не вызывает, потому что чернь и дерьмо найти в жизни - больших усилий не надо, а вкушать их - никакой пользы и радости. От этой же картины чернухой и не пахнет, а черно на душе становится от светлого взгляда на тьму. Черно - в данном случае - искренне больно становится за судьбы стариков на примере героини фильма. Больно не за бедность, которая преследовала их всю жизнь - такие люди материального богатства и не жаждут. Больно за бессердечность и бессовестность современных людей по отношению к ним. И эта правда бессердечия и бессовестности современного обЧества и коробит.

-5

А узнавание этого "общества" в картине поразительное (благо некоторые роли, в том числе роль "бабуси", играют не профессиональные артисты) - что крестьянских бедолаг, что городской черни. И даже русская журналистка, родившаяся в этой деревне и работающая в Америке, разоблачающая войну в Чечне и забывшая, естественно, о судьбе даже родственной русской семьи, жестоко выгнанной чеченцами ещё до войны вместе со всеми русскими из "их" республики, очень кого-то напоминает. Эта журналистка, правда, одна из немногих, кто старался помочь бабуле.

-6

А бабуся умирает в конце не по болезни и старости, а от полной никомуненужности... 

  • Гран-при МКФ «Ранкотре» в Париже.
  • Приз Парижской мэрии на прокат фильма во Франции.
  • Приз Арте Гран-при V Европейского кинофестиваля (Франция).
  • Гран-при и приз зрительских симпатий на МКФ в Коттбусе (Германия).
  • Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах, Приз Экуменического жюри, приз «Дон Кихот» (Чехия).
  • Гран-при Фестиваля Фестивалей (Санкт-Петербург).
  • Приз за лучшую женскую роль на фестивале «Кинотавр» в Сочи.

Верую! (2009)

Фильм хоть и создан по мотивам рассказов Шукшина, но идёт гораздо дальше советского писателя в постановке вопросов и попытках дать на них ответы. А вопросы русского человека вечны и основательны, как вечны и основательны русская земля и русская природа, показом которой Лидия Боброва заняла ещё больше экранного времени, чем в предыдущих своих картинах. А как, ища смысл жизни, пытаться найти его, если не глядеть на стремящуюся в бесконечность, в мир иной, совершенный, в наполненную вечным покоем и Богом нашу неповторимую, божественно красивую природу. С учётом характерной для постсоветской действительности соседствующей среды обитания современного русака с полуразрушенным, заброшенным и загаженным храмом, с осевшими и покосившимися хибарами.

-7

Главный герой, простой крестьянин, проходит по ленте фильма путь от мятущейся, больной души до просветления и озарения. От вывода, что гоголевская тройка-русь несёт на себе лишь прохиндея и мошенника Чичикова до решения восстановить деревенский храм. Перед началом восстановления которого его сын и невестка произносят в нём молитву:

«Всемогущий Боже! Ты, кто сотворил Небо и Землю со всяким дыханием, умилосердись над бедным русским народом! И дай ему познать, на что ты его сотворил. Спаситель мира, Иисусе Христе, открой глаза нашему русскому народу дабы он познал волю твою святую, отрёкся от всего дурнаго и стал народом богобоязненным, разумным, трезвым, трудолюбивым и честным! Ты, кто в пятидесятый день сошёл на апостолов, приди и вселись в нас, дабы свет божественного учения развеялся по земле русской, а с ним снизошли на него все блага земные и небесные! Аминь».

Смотрите отечественное кино! Подписывайтесь на наш канал о нём рассказывающий.