Найти тему
Хульета Беглянка

Мистер Смит и его мегаломанская вселенная по спасению католиков

Заканчивался стандартный рабочий день. На автомате я вышла из офиса, села в общественный транспорт, докатилась до Арбата и, перехватив стаканчик капучино по бонусной карте, приготовилась смотреть очередную хорошую штуку в рамках AMFEST. Новые представители американского независимого кино уже успели очаровать меня за фестивальный месяц, поэтому я дай бог знала название, на что пришла, а уж описание тем более не читала - ела все, что дают, и оказывалась довольной. Так и началось безумие. Системное безумие.

С режиссерского дебюта Джейсона Мьюза я просто укатилась под кресло. Надо сказать, что кто это такой и вообще чем все это пахнет (спойлер: травой и жопно-сортирными шутками) мне известно не было, что не помешало получить удовольствие, хотя как и все фильмы парней (Мьюза и Кевина Смита), этот был завязан на включенности во вселенную и знании кто здесь есть кто. В моем детстве роль Джея и Молчаливого Боба исполняли братья Уэйансы («Без чувств», «Белые цыпочки»), теперь я доросла Снучи-Бучи.

Итак, Джей и его друг-натурал Молчаливый Боб - главные и связующие персонажи вселенной «View Askewniverse», придуманной Кевином Смитом - пузатеньким фанатом комиксов, в один момент решившим, что он может снимать кино. Вместе со своим другом по жизни, уже упомянутым Мьюзом, с которого в молодости и был списан персонаж Джея - бесконечно сквернословный, пошлый парнишей с длинными золотистыми волосами, деревянной башкой, но золотым сердцем, они разыграли несколько абсурдных и самоироничных комедий, тусуясь на поле «пост-пост и мета-мета» похлеще десяти Тарантино вместе взятых.

Любой фильм с участием их персонажей, которых невозможно забыть и легко идентифицировать по самым разным параметрам, представляет собой солянку из бесконечных отсылок к поп культуре (особенно к «Звездным войнам»), винегрет из всего, что связано с комиксами (в фильмах Смита неоднократно снимался Стэн Ли, например) и компот из сухофруктов (т.е. большой-большой семьи из постоянных актеров, включая любимый броманс всех времен и народов - Бена Аффлека и Мэтта Дэймона), а на десерт множество хоккейных клюшек, повторов числа «37» и прочих, свойственных для вселенной Смита штук.

Скорее всего рядовому зрителю любой просто вырванный из контекста общего треша фильм будет непонятен, а возможно даже неприятен (за себя сказать такого не могу - мне въехало прямо с самого среднячка), но в этом и есть вся соль - каждый из них возвращает в привычную среду старых друзей и перерождающихся персонажей, подбивающих стену супермаркета в Нью-Джерси. Нажимая на Play кино, в котором будут пыхать (пусть даже из человечка с членом в виде косячка) и грязно материться Джей и Молчаливый Боб, вы обрекаете себя на смех в голос и семью, в которой почти никто не родственник, но все братья, как завещал Дружище Иисус.

-2

Просто чтобы было понимание о «семейности» этих фильмов и том, как эти же фильмы проникают в семьи их создателей: дочку Кевина Смита (автора всего, ради чего мы здесь собрались) зовут Харли Квинн. Харли Квинн Смит. Чувак очень любит комиксы, а девчонке, родившейся у такого папаши просто не оставалось выбора, как самой быть смешной, отвязной и сниматься во всех фильмах отца. Так, будучи малышкой она играла Молчаливого Боба (ее отец в жизни) в детстве с кепкой козырьком назад. А в последнем на сегодняшний день фильме «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка» Харли Квинн исполняет роль дочери Джея (Джейсона Мьюза). Прикол в том, что будучи реально больше похожей на Мьюза, нежели на кровного отца, в инстаграме Кевина Смита подписчики постоянно оставляли комментарии на эту тему, в итоге тот плюнул и сказал: «Чтоб вас всех, да это сюжет фильма. Моя дочь — его дочь» - так и получилось. К слову, здесь же снялась и настоящая 5-летняя дочка Мьюза, который явно корчит ей рожицы не как Джей, а как заботливый папаша. Наблюдать за всем этим внутри фильма более, чем забавно, даже трогательно, зная, что лежит снаружи. На этом знании вообще построена вся вселенная «View Askewniverse».

-3

Начинать путешествие по ее просторам я бы рекомендовала с «Догмы» - самого дорогого и, возможно, самого смелого (по крайней мере на конец 90-х) фильма парней. Повествуя о приключениях двух падших ангелов (Аффлек и Дэймон) и вскрывающая все «темные» местечки Библии (довольна этой шуткой - кто смотрел, тот поймет, наверное), эта история собирает реально звездный состав, на фоне которого все происходящее не будет искриться трешем, как обычно: здесь и Сальма Хайек, и Крис Рок, великий Алан Рикман в роли гласа Божьего, Джордж Карлин, Аланис Мориссетт и др. Кино мало того, что пошутит над всем, за что сегодня высылают из России, обозначит основные лейтмотивы для остальных фильмов от Кевина Смита так, что будет легко решить - хочется ли смотреть что-то еще или нет.

-4

Помимо косячка из обеих рук и всех карманов у парней не отнять прогрессивности. Мэтт Деймон был трушным Локи в «Догме», еще до того, как Том Хиддлстон сделал это в «Мстителях», в последнем фильме малого того, что есть шутка на этот счет, так еще и Крис Хемсворт (Тор, брат Локи по КВМ) появляется в роли самого себя. Герои нарочито ломали четвертую стену еще до того, как эту фишку присвоил себе Дэдпул; Смит сделал Бога женщиной еще 20 лет назад, до того, как мир захлебнулся непонятно какой по счету волной феминизма; а тому, сколько пассажей о расизме и геях насчитывают фильмы ребят, одновременно с сумасшедшей грязью и уважительным отношениям к представителям различных сообществ и говорить не приходится - надо просто видеть и не бояться ржать в голос (вспомнить хотя бы о «законах дороги» от Джорджа Карлина).

-5

Эти чуваки обсмеивают и обсирают себя со всех сторон, бастуют вместе с толпой сумасшедших против своих же фильмов, несколько лет ведут подкасты для фанатов и вообще общаются с ними максимально активно, выручают друг друга даже в самых сложнейших ситуациях, дружат со всеми крутыми селебами из Голливуда, собирают в одном фильме 100500 пластов западной культуры и дарят мне чумовое детство в стиле «че по чем чувак», которого мне не хватало.