Заканчивался стандартный рабочий день. На автомате я вышла из офиса, села в общественный транспорт, докатилась до Арбата и, перехватив стаканчик капучино по бонусной карте, приготовилась смотреть очередную хорошую штуку в рамках AMFEST. Новые представители американского независимого кино уже успели очаровать меня за фестивальный месяц, поэтому я дай бог знала название, на что пришла, а уж описание тем более не читала - ела все, что дают, и оказывалась довольной. Так и началось безумие. Системное безумие.
С режиссерского дебюта Джейсона Мьюза я просто укатилась под кресло. Надо сказать, что кто это такой и вообще чем все это пахнет (спойлер: травой и жопно-сортирными шутками) мне известно не было, что не помешало получить удовольствие, хотя как и все фильмы парней (Мьюза и Кевина Смита), этот был завязан на включенности во вселенную и знании кто здесь есть кто. В моем детстве роль Джея и Молчаливого Боба исполняли братья Уэйансы («Без чувств», «Белые цыпочки»), теперь я доросла Снучи-Бучи.
Итак, Джей и его друг-натурал Молчаливый Боб - главные и связующие персонажи вселенной «View Askewniverse», придуманной Кевином Смитом - пузатеньким фанатом комиксов, в один момент решившим, что он может снимать кино. Вместе со своим другом по жизни, уже упомянутым Мьюзом, с которого в молодости и был списан персонаж Джея - бесконечно сквернословный, пошлый парнишей с длинными золотистыми волосами, деревянной башкой, но золотым сердцем, они разыграли несколько абсурдных и самоироничных комедий, тусуясь на поле «пост-пост и мета-мета» похлеще десяти Тарантино вместе взятых.
Любой фильм с участием их персонажей, которых невозможно забыть и легко идентифицировать по самым разным параметрам, представляет собой солянку из бесконечных отсылок к поп культуре (особенно к «Звездным войнам»), винегрет из всего, что связано с комиксами (в фильмах Смита неоднократно снимался Стэн Ли, например) и компот из сухофруктов (т.е. большой-большой семьи из постоянных актеров, включая любимый броманс всех времен и народов - Бена Аффлека и Мэтта Дэймона), а на десерт множество хоккейных клюшек, повторов числа «37» и прочих, свойственных для вселенной Смита штук.
Скорее всего рядовому зрителю любой просто вырванный из контекста общего треша фильм будет непонятен, а возможно даже неприятен (за себя сказать такого не могу - мне въехало прямо с самого среднячка), но в этом и есть вся соль - каждый из них возвращает в привычную среду старых друзей и перерождающихся персонажей, подбивающих стену супермаркета в Нью-Джерси. Нажимая на Play кино, в котором будут пыхать (пусть даже из человечка с членом в виде косячка) и грязно материться Джей и Молчаливый Боб, вы обрекаете себя на смех в голос и семью, в которой почти никто не родственник, но все братья, как завещал Дружище Иисус.
Просто чтобы было понимание о «семейности» этих фильмов и том, как эти же фильмы проникают в семьи их создателей: дочку Кевина Смита (автора всего, ради чего мы здесь собрались) зовут Харли Квинн. Харли Квинн Смит. Чувак очень любит комиксы, а девчонке, родившейся у такого папаши просто не оставалось выбора, как самой быть смешной, отвязной и сниматься во всех фильмах отца. Так, будучи малышкой она играла Молчаливого Боба (ее отец в жизни) в детстве с кепкой козырьком назад. А в последнем на сегодняшний день фильме «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка» Харли Квинн исполняет роль дочери Джея (Джейсона Мьюза). Прикол в том, что будучи реально больше похожей на Мьюза, нежели на кровного отца, в инстаграме Кевина Смита подписчики постоянно оставляли комментарии на эту тему, в итоге тот плюнул и сказал: «Чтоб вас всех, да это сюжет фильма. Моя дочь — его дочь» - так и получилось. К слову, здесь же снялась и настоящая 5-летняя дочка Мьюза, который явно корчит ей рожицы не как Джей, а как заботливый папаша. Наблюдать за всем этим внутри фильма более, чем забавно, даже трогательно, зная, что лежит снаружи. На этом знании вообще построена вся вселенная «View Askewniverse».
Начинать путешествие по ее просторам я бы рекомендовала с «Догмы» - самого дорогого и, возможно, самого смелого (по крайней мере на конец 90-х) фильма парней. Повествуя о приключениях двух падших ангелов (Аффлек и Дэймон) и вскрывающая все «темные» местечки Библии (довольна этой шуткой - кто смотрел, тот поймет, наверное), эта история собирает реально звездный состав, на фоне которого все происходящее не будет искриться трешем, как обычно: здесь и Сальма Хайек, и Крис Рок, великий Алан Рикман в роли гласа Божьего, Джордж Карлин, Аланис Мориссетт и др. Кино мало того, что пошутит над всем, за что сегодня высылают из России, обозначит основные лейтмотивы для остальных фильмов от Кевина Смита так, что будет легко решить - хочется ли смотреть что-то еще или нет.
Помимо косячка из обеих рук и всех карманов у парней не отнять прогрессивности. Мэтт Деймон был трушным Локи в «Догме», еще до того, как Том Хиддлстон сделал это в «Мстителях», в последнем фильме малого того, что есть шутка на этот счет, так еще и Крис Хемсворт (Тор, брат Локи по КВМ) появляется в роли самого себя. Герои нарочито ломали четвертую стену еще до того, как эту фишку присвоил себе Дэдпул; Смит сделал Бога женщиной еще 20 лет назад, до того, как мир захлебнулся непонятно какой по счету волной феминизма; а тому, сколько пассажей о расизме и геях насчитывают фильмы ребят, одновременно с сумасшедшей грязью и уважительным отношениям к представителям различных сообществ и говорить не приходится - надо просто видеть и не бояться ржать в голос (вспомнить хотя бы о «законах дороги» от Джорджа Карлина).
Эти чуваки обсмеивают и обсирают себя со всех сторон, бастуют вместе с толпой сумасшедших против своих же фильмов, несколько лет ведут подкасты для фанатов и вообще общаются с ними максимально активно, выручают друг друга даже в самых сложнейших ситуациях, дружат со всеми крутыми селебами из Голливуда, собирают в одном фильме 100500 пластов западной культуры и дарят мне чумовое детство в стиле «че по чем чувак», которого мне не хватало.