Найти в Дзене
Беларускі ўрбаніст

Транспортно пересадочные узлы

Оглавление

Или как связать удобный транспорт в единое целое

Как у же не раз говорилось в этом блоге. Хороший общественный транспорт - самый действенный способ избавиться от пробок. Большинство европейских городов вместо возведения новых магистралей, строят линии скоростного трамвая, автобуса или городской электрички. А что же прогрессивный старый свет делает вместо развязок? Правильно - транспортно пересадочные узлы. Или просто хабы.

Что такое эти ваши хабы?

ТПУ это место где пересекаются разные виды общественного транспорта, или их маршруты. Место для ожидания , удобной пересадки, и приятного время препровождения. Привокзальные площадь - это тоже хаб, но очень часто цель строительства пересадочных узлов состоит в разгрузке таких мест.

Автобусно трамвайный ТПУ
Автобусно трамвайный ТПУ

В Минске в серьёз заговорили о планах на эти сооружения, и наверняка скоро начнут появляться их проекты. Считаю важным разъяснить жителям и гостям столицы, как должны выглядеть ТПУ. А так же рассказать про признаки плохих решений.

Признаки хорошего ТПУ

Первое - это конечно же безбарьерная среда. И не только из за гуманности к инвалидам. В таких местах, маломобильными могут быть до половины пассажиров, кто то едет с вокзала с багажом, кто то затарился в супермаркете. Да и скорость пересадки зависит от наличия или отсутствия барьеров.

Второй признак - простота. На ТПУ много приезжих, и не все местные жители обладают картографической памятью. Если пересадки просты и логичны, то хорошо всем. В этом помогает как изначальная планировка комплекса, так и правильная навигация. Про второе важно не забывать.

Третье - комфорт и архитектура. Хаб не просто банальное место пересадки, а комфортная среда, и точка притяжения. Это, на ряду с выделенными полосами и современным подвижным составом, выводит транспорт на новый уровень. Это тот уровень, где большинство горожан предпочитают поездку на трамвае , автобусе или метро, в замен автомобилю. Если пересадочный узел ещё и выразителен с архитектурной точки зрения, то город от этого выигрывает ещё больше.

И ещё кое что. Удобный хаб - это так же перехватывающие велопарковки. Они обеспечивают быстрый доступ до узла людям в радиусе 1.5 км. Если хаб расположен на въезде в город, неплохо построить рядом перехватывающий паркинг. Это позволит жителям пригорода, оставлять свои автомобили там и спокойно гулять по городу. Желательно, чтобы парковкой пользовались только пассажиры общественного транспорта. Пропускную систему можно и нужно организовать. Это лишь основные признаки правильных ТПУ. А как делать не стоит?

Признаки ужасных ТПУ

Первое - это избыточная торговля. Ни вокзалы ни ТПУ не должны превращаться в торговые центры или индийский рынок. Иначе смысл самого сооружения начнёт теряться. Есть такая мода, соединять хабы с торговыми центрами. Фишка в том, что транспорту нужна максимально быстрая пересадка пассажиров. Цель торговли - долго водить людей по галереям. Эти две противоположности нельзя совмещать в одном здании. Ну и про индийский рынок. У городских властей должны быть стальные принципы, чтобы не давать разводилам, бомбилам и попрошайкам уничтожать комфорт пересадочного узла.

Второй признак - лабиринты, лестницы и отсутствие безбарьерной среды. В некоторых постсоветских странах построили дорогостоящие хабы, пользоваться которыми - сплошной геморой. Пересадки длиной в сотни метров, неработающие лифты и эскалаторы. Эстакады, восхождения на которую - целый подвиг. Всё это только подталкивает людей пользоваться автомобилем.

Третий признак - сложность навигации и визуальный мусор. Мы уже говорили, что простая навигация упрощает работу транспорта. Сложные и неудобные указатели на равне с избыточной рекламой, не только портят вид. Но и создают серьёзные проблемы. Если условно каждый десятый приехавший, запутавшись в пересадках уедет на такси, то это уже огромные потери для перевозчика. Излишний визуальный мусор убивает эстетическую ценность комплекса. Это приводит к потерям для всего города.

Это далеко не все минусы но основы теперь вам понятны.

А что же Минск?

У нас собираются строить хабы в нескольких местах. Например на станции Минск северный, на въездах в город, и за вокзалом. Последний кстати уже обрастает торговым центром... По остальным, нужно внимательно следить и придавать огласке любые попытки превратить будущие ТПУ в торгово потребительские комплексы. Например, станция Минск северный, после строительства ветки скоростного трамвая, приобретёт очень важный статус. Фактически в одном месте будут все три вида скоростного транспорта. Если создать там узел должного качества, как по комфорту так и по архитектуре, то это повлияет не только на жителей фрунзенского района, но и задаст новый уровень всей системе общественного транспорта в столице. К сожалению, как я понимаю, там планируют сделать простую сеть подземных переходов... В общем, будем наблюдать.

Эпилог

Нужно активно обсуждать любую новость связанную с этими важными для города объектами. Не забывайте о законной возможности создавать петиции и обращения в соответствующие органы. Так у нас устроено, что когда все молчат, то начинают появляться торговые центры поверх автовокзалов. Поэтому всем не безразличным нужно пристально следить за ситуацией.

Неравнодушным минчанам, посоветую зарегистрироваться на сайте petition.by . После регистрации, вы сможете в один клик подписывать важные петиции по городским вопросам. Кому тема городских проблем Минска ещё более интересна, вступайте в чат "Минск: какие люди - такой и город"в Telegram.

Чего точно не надо допускать, так это безразличия.

Спасибо, что прочитали до конца.
Постоянным читателям и подписчикам отдельный респект!

ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!

Канал в Телеграм

Вконтакте

Твиттер

Мой Ютуб канал

Instagram