Все чаще граждане расплачиваются за товары с использованием банковской карты. Однако в последующем при возврате оплаченного по безналу товара могут возникнуть трудности: некоторые продавцы отказываются возвращать деньги за товар на карту другого банка, требуя предъявить именно ту, которой был оплачен товар.
При расторжении договора купли-продажи возврат покупателю уплаченных за товар денежных средств, как правило, производится продавцом в той же форме, в которой проводилась оплата. Так, если возвращаемый товар был оплачен наличными деньгами, то продавец вернет требуемую сумму из кассы. Если же покупка оплачивалась в безналичном порядке, то на банковскую карту покупателя.
Но как быть, если покупатель не имеет при себе той карты, которой изначально оплачивался возвращаемый товар? Может ли продавец по этой причине отказать в возврате денежных средств? МАРТ разрешил возникающие по этому поводу разногласия между покупателями и продавцами.
В своем разъяснении регулятор обратил внимание на то, что законодательство не содержит требований о возврате денежных средств именно на ту карту, которой рассчитывались за товар. При этом на основании ч. 2 п. 4 ст. 27, ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара. Аналогичное положение закреплено и в п. 30 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.
Таким образом, главное, чтобы соблюдалась соответствующая форма возврата денежных средств – безналичная или наличная. Если товар оплачивался по безналу, то и денежные средства должны возвращаться за него в аналогичном порядке, но без привязки к конкретной карте. Принципиально лишь то, чтобы средства перечислялись на карту, принадлежащую покупателю.
В некоторых случаях продавцу может быть важно вернуть деньги на карту, с которой производилась оплата, поскольку это влияет на его отношения с банком-эквайером. Для разрешения таких ситуаций также предусмотрено правовое регулирование. Так, законодательство допускает, что стороны по соглашению между собой могут предусмотреть иной порядок возврата уплаченной суммы. По такому соглашению покупателю может быть возвращена соответствующая сумма и наличными деньгами.
При возврате товара покупатель должен иметь чек или другие доказательства совершения покупки. Продавец не вправе требовать от потребителя предъявления паспорта при оформлении возврата, за исключением случаев, когда договор купли-продажи заключался с использованием паспортных данных.
Если продавец отказывается вернуть средства покупателю, МАРТ рекомендует зафиксировать этот факт в книге замечаний и предложений. Если покупатель не получит ответ на свое обращение или его не удовлетворит содержание ответа, то он вправе обратиться за защитой своих прав в исполком по месту нахождения продавца.
Автор публикации: Илона ФЕДОРУК, юрист
Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/vozvrat-sredstv-za-tovar-na-kartu
Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by