Найти тему
Гипермышление

Как начать учебный курс?

Оглавление

7-го февраля в высших учебных заведениях начался второй весенний семестр. В который раз студенты поспешили к новым знаниям, а преподаватели с крошками гранита к новым студентам.

Мне также предстоит в этом семестре провести три курса (все по выбору студентов): "Принятие решений", "Мотивация" и "Концепции лидерства". Первый семинар/лекция заботливые диспетчеры поставили в пятницу 7.02.20 видимо, чтобы студенты побыстрее впитали в себя концепции, а м.б. потому, что это уже 4-й курс, этот семестр короткий, впереди еще защита диплома.

Что бы то ни было, но начало семестра для преподавателя (по своему опыту) это всегда новые студенты, новые темы, новые ситуации. И как бы ты хорошо не владел материалом, всегда в начале семестра сталкиваешься с т.н. "проклятием знания" - когда очевидные вещи новым студентам не очевидны. Приходится по сути начинать с нулевой отметки, и даже с отрицательной, с каких-то прописных истин, на которые можно опереться и выстроить здание знаний (умения и навыки добавьте по вкусу).

Собственно я подхожу к проблеме проведения первого семинара/лекции, как и чем ее собственно наполнить. С одной стороны в учебном плане все прописано, с другой стороны студенты даже еще не все вернулись с каникул, а те кто вернулся готовы делиться свежими впечатлениями. Ну и есть еще преподаватели, которые тоже люди, которые при этом продолжают думать над гипотезами, обсуждать результаты исследований и бизнес проекты.

Как провести первую пару?
(на любом учебном курсе)

Для себя этот вопрос я каждый раз решаю по разному, но здесь я решил личный опыт и поделиться им. Возможно кто-то из читателей воспользуется приемами и идеями для презентации или корпоративной программы. Начну с того, что самый первый свой выход к студентам экономистам весной 98-го года я помню и сейчас. Я расписал поминутно о чем я буду говорить и о чем я буду спрашивать их, и конечно все пошло не по плану. 50% оказалось не сказанным, так как взаимодействие с аудиторией это всегда живой и обоюдный процесс, который сложно загнать в колею, так как он полон разных открытий. Но с тех пор у меня традиция расписывать некоторый план тезисно, и как правило я это делал в виде карты мышления (mind-map). Но эта карта всегда обрастала деталями (на всякий случай) и собственно провоцировала "растекаться мыслью по древу". И поэтому я перешел на матричную "3х3" форму представления плана.

ПЛАН СЕМИНАРА №1

В каждой клетке можно зафиксировать определенную учебную или организационную задачу, которую необходимо выполнить. Легко заполнить и легко представить.
В каждой клетке можно зафиксировать определенную учебную или организационную задачу, которую необходимо выполнить. Легко заполнить и легко представить.

Первый элемент - Подготовка

Подготовка означает посмотреть, обновить учебный план, кейсы, упражнения, темы, источники... Если надо повесить в электронной форме на учебный портал, что надо распечатать /раздаточный материал. Возможно подготовить артефакты, что-то из литературы и т.п.

Сюда же входит составление плана первого семинара (этой самой матрицы)

Но прежде чем начинать активную деятельность, надо спросить себя: ЗАЧЕМ? Что я хочу? Каковы цели? И здесь вопрос не о формальных целях курса, и даже не о результате, который останется у студентов после курса, а цели и задачи ПЕРВОГО СЕМИНАРА/ЛЕКЦИИ.

Как правило я ставлю три цели:

1. Познакомиться, рассказать о себе, послушать студентов;
2. Дать представление о курсе: какие темы, зачем, как будут проходить семинары, что и как будет оцениваться, и т.п.;
3. Настроиться на работу, учеба это для студентов та же работа (а как известно "работа" - это деятельность, направленная на получение результата имеющая ценность для других людей).

Второй элемент - Знакомство

Все мы люди, и пока нас не заменили роботы/алгоритмы передача неформализованного знания, отношения к предмету будет главной ценностью создаваемой в учебной аудитории.

Я представляюсь, рассказываю о том, как я пришел в Университет. Какие мои научные интересы, курсы которые преподаю, чем занимаюсь в настоящее время. И спрашиваю аудиторию, почему они выбрали мой курс? Почему экономический факультет? Почему МГУ? Чем занимаются в настоящее время, чем увлекаются?

Ответы самые разные:
от понравилось название, до отзывов старших курсов;
от любят математику, до родственников, которые учились в МГУ;
от волонтерства на выставке, до собственного бизнеса.

Третий элемент - Предыстория появления курса

Все, от первоначальных идей, замыслов, до того, как курс менялся, какие были открытия на курсе, какие казусы, кого из интересных людей я приглашал на курс. Тем самым я показываю, что наш учебный план - это инструмент, задача которого помочь студентам стать тем, кем они хотят быть, изменить свои взгляды, приобрести полезные навыки, сделать карьеру/бизнес.
История курса - это некоторый поиск, результат проб и ошибок, а аудитория - это лаборатория, место для собственных открытий. Участники курса могут подумать над вопросом: "Как сделать курс лучше: интереснее и полезнее?" Что они могут предложить и что готовы сделать для этого.

Четвертый элемент - Содержание курса

Это про то, какие темы нам предстоит изучить, какие темы будут в ближайшее время, какие вопросы на повестке дня. Особенности взглядов на изучаемый вопрос (например: как менялось представление о лидерстве) какие три школы лидерства можно обозначить и в чем их кардинальное отличие. Какие темы будут во второй половине курса и почему именно такая структура и логика курса.

Пятый элемент - Как будут проходить семинары

Чем семинары с практикующими упражнениями будут отличаться от лекций - диалогов и обсуждений, как часто надо будет выступать и в каком формате, несколько слов про метод эффективного рассказчика (МЭР - то, что предшествовало сторителлингу). Еще раз напоминаю о том, что аудитория - это лаборатория, а позиция студента - исследователь, а не просто наблюдатель. Таким образом я хочу поднять уровень нахождения студента в аудитории, от простого присутствия, слушания к исследованию и совместному действию.

-2

В пределе это совместное творчество, в смысле создания своей собственной концепции лидерства, которая бы работала.

Шестой элемент - Фишки, т.е. отличия от других курсов

Первое отличие - это метод эффективного рассказчика (МЭР), как отработка ключевого навыка всех лидеров.
Второе отличие - это деловые игры, задача которых изменить мышление, поставить в новые условия и получить новый опыт.
Третье отличие - это приглашение людей из бизнеса, предпринимателей, наших выпускников, медийных людей из телевизора.

Задача этого элемента разорвать стереотип того, что обучение это сидеть и записывать, что обучение - это что-то запоминать и давать правильные вопросы. И в то же время, это требует самоотдачи и активной позиции, о чем будет в следующих элементах матрицы.

Седьмой элемент - Результаты курса

В дополнение к формальным требованиям к результатам: знать..., уметь..., владеть..., расширить представление о лидерстве, сформировать нужную мотивацию и ценности, я также формулирую результат курса в виде трех измерений:
1. Сверх-цель - стать лидером, обрести видение и последователей;
2. Стать на путь лидерства, т.е. стать сначала лидером для самого себя;
3. Найти лидера для себя, за кем можно и нужно следовать.

Восьмой элемент - Задания (которые надо workать)

Помимо работы в классе, обсуждений и выступлений, есть часть работы, которая потребует самостоятельной активности, это:
-
написание эссе, как правило в последнее время я ограничиваю число знаков, слов, чтобы не было воды и наукообразия.
- практикующие
упражнения - и самоотчет о выполнении, проблемах и результатах;
- материал для обязательного
чтения, как правило это одна из последних книг (о лидерстве, если курс "Концепции лидерства", или список литературы на выбор, если курс "Принятие решений")
+ особо одаренные студенты могут организовать на семинаре деловую или ролевую
игру, выполнить и представить творческий проект.

Девятый элемент - Баллы

Баллы это аналог валюты, заработанной на курсе. Единственное отличие от валюты в том, что их нельзя обменять, купить или продать.

1 балл - посещение,
2 балла - д/з эссе,
3 балла - выступление с рассказом в стиле МЭР,
4 балла - концепция лидерства в формате "3х3",
5 баллов - эксперимент/игра на семинаре.

В завершении семинара №1 можно оставить время 5-7 минут на вопросы, ответы, рекомендации и др.

-3

В итоге:

получается девять элементов, каждый из которых нужно не забыть раскрыть для того, чтобы достичь целей поставленных в начале семинара:
1. Познакомиться;
2. Дать представление о курсе;
3. Настроиться на работу.

Вот такое получилось "Введение в курс", сейчас я его практикую как универсальное начало. Что касается однодневного бизнес-семинара (например по "Теории ограничений") все укладывается в 15 минут и три слайда.

ИП.