Если описывать Черногорию в двух словах, то эти слова: «горы и море». Но также это глубокие каньоны и обширные долины, чистые реки и глубокие прозрачные озера, реликтовые пещеры и девственные леса, древние и новые города, седые церкви и монастыри, а также радушные, гостеприимные люди.
Если искать аналогии, то Черногория и внешне, и по своей истории, напоминает Крым и служит для российского человека чем-то вроде компенсации утраченного рая. Даже своими неровными, как бы несколько рваными очертаниями. С той, конечно, разницей, что очертания полуострова определены в основном природными факторами и катаклизмами: опусканием и подъемом морского дна, землетрясениями и извержениями вулканов, то в определение границ Черногории вмешался и человеческий фактор: они соответствуют победам и поражениям в войнах, которые вело население этих мест на протяжении своей истории. В Крыму, в отличие от Черногории, есть горы, но нет горцев. Его географическое положение и рельеф сделали возможным покорение Крыма ордами кочевников, пришедших с севера. Горы же являются главным препятствием на пути кочевников и играют «консервирующую» роль. Цивилизация приходит же, как правило, морем.
Севастополь с его бухтой как бы уменьшенная копия Боки Которской, которую считают самым протяженным фьордом Европы, а в действительности она представляет затопленный морем каньон древней реки. И за Черногорию, и за Крым, соперничали Восточная и Западная Римская Империи, и Оттоманская Порта. Столица Крыма Симферополь напоминает равнинную, жаркую, продуваемую зимой ветрами Подгорицу. Из нее отходят железнодорожные и иные пути, связывающие маленькую затерянную среди гор страну на Западе Балкан с остальным миром. Ялта подобна Будве или Герцег-Новому, но в отличие от них она никогда не имела военного значения. Герцег-Нови, укрытый с севера горным массивом Орьен, почти непроницаем для северных ветров, что создает уникальный микроклимат в этом самом северном городе на адриатическом побережье страны. Будва – город на берегу открытого моря, напротив острова св. Николы, видом напоминающего плывущего змея, наподобие Лох-Несского – столица черногорского туризма. Древняя Феодосия напоминает Котор или портовый Бар. Кстати, из Бара на пароме можно перебраться на Итальянский берег Адриатики – город Бари.
Именно побережье, Приморье и Бока Которская были местом встречи различных культур и цивилизаций. Каждый город здесь имеет свою историю, непохожую на историю других городов. Котор, столица мореплавателей, пожалуй, самый европейский. Им так никогда не удалось овладеть туркам. Именно здесь, в Перасте, рядом с Котором, в 1698 году прошли обучение в школе опытного морехода Марка Мартиновича первые 17 русских бояр, отправленных обучаться морскому делу самим Петром Великим. Эта традиция, похоже, нынче возобновляется.
Ульцин – самый южный по положению и самый восточный по духу. Он был отбит черногорцами у турок сто тридцать лет назад. Его достопримечательность-отличные пляжи, из которых Великий пляж – самый протяженный в Черногории – 13 км.
Будва на летний период становится и культурной столицей страны. Здесь проводятся различные концерты и фестивали. Из событий проходящих ежегодно летом отметим Петровацкую ночь, проводимую в августе в самом южном городке Будванской ривьеры, а также водяную феерию известную как Бокельская ночь, проводимую в Которе.
Есть, конечно, и важные отличия. Древняя столица Цетинье, расположенная высоко в горах на небольшом плато, имеет мало аналогов в мире, как и расположенный еще выше, на высоте почти километра над уровнем моря мавзолей поэта и правителя Петра II Петровича Негoша. Случай соединения правителя и поэта и мыслителя в одном лице уникален и имеет аналоги разве что в античной Европе, но для Черногории – почти повседневность ее истории. В нем, как и в поэзии, пожалуй находит наилучшее воплощение черногорская душа – с тягой к созерцательности и уединению. Чтобы понять душу этой страны, надо посетить именно эти места, подняться на Ловчен и взглянуть окрест, откуда открывается вид на все основные горные вершины, а внизу панорама почти всей Старой Черногории: Негуши, родовое гнездо династии Петровичей, Цетинье. И дальше Бока с Котором, и Зетская долина и Скадарское озеро вдалеке. А в ясную погоду просматривается побережье Италии. Старая Черногория – всего лишь небольшой островок земли высоко в горах, без выходов к морю, никогда не знавшая порабощения. Именно по этой причине тут находится колыбель независимости Черногории. От названия этих мест пошло и название страны.
Для черногорца свобода на протяжении истории была важнее жизненных благ, а потому трудности и лишения жизни в горах, среди камней, были предпочтительней, пусть даже сытому, рабству.
Если рассматривать рельефную карту Черногории, находящуюся в Цетинье, то обращает внимание, что здесь практически нет ровных мест, за исключением разве что обширной Зетско-Скадарской равнины и Скадарского озера, а вся ее территория состоит из гор и каньонов, по которым текут горные чистые реки, пробивающие свой путь одни в Адриатическое море, а иные и в Черное.
О малости ее территории ходит много шуток, например о «карте Черногории в натуральную величину», однако это не совсем так. Если мысленно себе представить, что все это сделано из пластилина и кому-то пришла в голову идея разгладить эти неровности и выступы земной поверхности как раскатывают тесто, то можно было бы раскатать ее в блин по площади не уступающей Русской равнине.
Чтобы лучше узнать Черногорию, можно сплавиться по реке Таре, которую за ее чистоту называют «слезой Европы», что течет между гор Синявина, Дурмитора слева и Бьеласицы, Любишне и Златного бора справа, этот маршрут доступен даже новичкам. И увидеть древние реликтовые леса, водопады и проследить полет орла высоко над головой со дна самого глубокого каньона Европы. Национальный парк Дурмитор, через который она течет, на северо-западе страны в окрестностях города Жабляка, является центром горного туризма Черногории.
Зимой основными видами спорта здесь являются лыжный спорт, сноубординг. Летом можно заниматься альпинизмом и пешеходным, экологическим туризмом. Среди наиболее значимых достопримечательностей парка — 18 ледниковых озёр. Наиболее известно Чёрное озеро. Самая высокая вершина страны - Зла Колата, 2,534 м также принадлежит горному массиву Дурмитор.
Дурмитор и каньон реки Тара, как и старый город Котор - мировое наследие ЮНЕСКО.
Можно на машине или по железной дороге добраться до Колашина и очутиться в Национальном парке Биоградска Гора - самом древнем в Черногории. Еще в 1878 году князь Никола Петрович заметил ее красоту и отдал приказ об усиленном сохранении этого леса. Поэтому Биоградскую гору еще зовут “Заповедник князя”. Здесь можно наслаждаться покоем и девственным лесом, возраст которого превышает 500 лет.
Самая высокая точка здесь - Черная голова - 2 139 метров. В самом сердце парка серебрится Биоградское озеро, самое большое среди ледниковых озер парка. Оно находится на высоте 1094 м над уровнем моря, его длина около 3 км, ширина 200 м.
Можно поехать на Скадарское озеро кататься на лодке и удить рыбу или наблюдать за жизнью редких птиц, обитающих здесь. Пеликан – символ Скадарского озера. Согласно недавней оценке интернет-издания «Гардиан» Скадарское озеро включено в пятерку самых привлекательных для туризма пресноводных озер мира.
Для паломников и приверженцев культового туризма самое привлекательное место, возможно, монастырь Острог в горах по дороге от Подгорицы к Никшичу. Монастырь – соборное место для православных, католиков и мусульман со всего мира. Ежегодно его посещают порядка 1 млн. человек.
Черногория окружена мифами и легендами, и эта погруженность в мифологическое составляет, пожалуй, одно их основных особенностей черногорского менталитета. События столетней и большей давности подчас имеют большую актуальность, чем то, что произошло вчера. События русско-японской войны столетней давности, в которой Черногория вступила на стороне России и были отправлены около 15 тысяч добровольцев для действий в составе русской армии и флота, были, пожалуй кульминацией взаимной любви русских и черногорцев.
Кстати, мало кто знает, что закончилась война символическим самурайским поединком, в котором Россию представлял черногорец Сайчич, разнесший своего противника буквально в клочья. Впрочем, это тоже может на поверку оказаться легендой. А мирный договор с Японией был подписан совсем недавно, уже после объявления Черногорией своей независимости.
Один из мифов продолжающий бытовать здесь «вместе с русскими нас 300 миллионов». Население Россия уже давно насчитывает едва 150 миллионов, а население Черногории меньше 650 тысяч. Вместе с тем, черногорцев на самом деле не так мало, как кажется на первый взгляд, если считать, что один в среднем равен 100 или по крайней мере 10.
В России со времен Петра Великого черногорцы составляли привилегированную элиту российского общества, командовали флотами и армейскими корпусами, губернаторствовали и владели заводами и рудниками. Пиком сближения двух монархий был конечном счете было начало 20 века, когда две дочери черногорского короля Николы 1 породнились с Романовыми. Сам король удостоился в 1910 году звания российского фельдмаршала, но по иронии судьбы, оказался на этом почетном посту последним. Романовым уже оставалось недолго на троне, впрочем как и Петровичам. И те, и другие, взошли на трон почти в одновремя, и в одно время ушли, процарствовав около 300 лет. А «белый» генерал родом из Черногории Андрей Бакич был одним из последних, кто оказывал организованное сопротивление большевизму в период Гражданской войны в России. Вообще, Дальний Восток последним сдался большевистской власти. Не потому ли ещё, что многие черногорцы осели там после русско-японской войны и дрались отчаянно?
За этим последовало время обрыва исторических связей. В России правили коммунисты, старавшиеся изгнать все воспоминания о прошлом, Черногория утратила былую независимость, став частью Югославии...
Цетинье и сейчас почти не изменилось с тех пор, как там жил король. Только стали старее каштаны и липы вдоль его тенистых аллей и улиц, несколько обветшали посольства иностранных держав, среди которых российское было одно из самых представительных. По конституции Цетинье– столица страны, он сегодня скорее более похож на город-музей, тогда как «главный град», Подгорица, является основным административным центром.
Традиционные черногорские народные танцы: «коло», несколько напоминающее русский «хоровод», под аккомпанемент голосов или даже без всякого аккомпанемента, и не имеющий аналогов «оро», где танцоры забираются на плечи друг друга, возможно, лучше всего иллюстрируют ее гордый дух. Любой ценой стать выше, достичь самой вершины, поравняться с орлами – вот идеал черногорца. Этот «агональный дух», соревновательность, по всей видимости, является прямым ремнантом, пережитком античности, как греческой, так и римской. Героизм – и поныне культивируемая здесь черта характера, он еще не полностью вытеснился практицизмом. Его воспел в своей песне русский поэт Владимир Высоцкий, сожалевший, что Черногория не может стать его второй родиной. Кстати, памятник ему можно увидеть в Подгорице.
Что же в конечном счете способно служить символом этой страны? Возможно, гусли, уникальный музыкальный инструмент в котором всего одна струна, но при этом он способен выразить всю глубину чувств и оттенков играющего на нем человека? Или «диплэ» - версия волынки, любимого инструмента горцев. Его фестиваль проводится ежегодно в Негушах на высоте 850 метров над уровнем моря. Кстати, здесь же и родина главных специалитетов Черногории: ньегошского сыра и пршута.
Тем самым открывается и другой способ изучения страны: с помощью ресторанных карт. Однако и на этом пути надо запастись терпением: список блюд, которые надо обязательно попробовать не ограничивается упомянутыми сыром и пршутом, а содержит десятки если не сотни наименований блюд и напитков.
Но и этим всем этим не исчерпывается Черногория, и у каждого остается возможность выбрать свой уникальный путь или маршрут, чтобы в итоге дать собственный ответ на вопрос: «Что такое Черногория?».