Эта статья навеяна моим новым клиентом. Мальчику 4,5 года, до этого его водили к другому логопеду 4 месяца, но она уехала. Мальчик ходил на занятия 1 раз в неделю, а дома, со слов мамы, они почти ничего не делали. Запрос от мамы — постановка Р. На деле до Р ещё нужно ставить Ш, Ж, Л и Ль.
Как же так?
По нормам в логопедии на 1 звук отводится 2-3 месяца (это если всё просто, при простой дислалии).
Сначала выполняется артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для языка, губ, щек. Одновременно ребенок учится правильному речевому выдоху.
Когда ребенок научился управлять языком, губами и щеками, логопед приступает к постановке звуков. По подражанию или с помощью зондов/ватных палочек/сосок — в общем, всё зависит от изобретательности логопеда.
Как только у ребенка появился нужный правильный звук (ребенок научился рычать или шипеть, например), переходим к этапу автоматизации. Сначала ребенок должен много раз произносить выученный звук, потом слоги и слова.
И есть еще один этап: учим ребенка различать выученный звук с похожим: Р — Л, Ш — С, Ф. Всё это занимает 2-3 месяца.
Так что же логопед делала не так?
Логопед начала работу со звука С. Он как раз-таки и закрепился за эти 4 месяца (С и его звонкая пара З), потом она перешла к Ш—Ж и параллельно работала над Л. Но родители водили ребенка на занятия 1 раз в неделю и не выполняли дома упражнения.
По сути, логопед всё делала правильно: правильная артикуляционная гимнастика и этапы работы. Но нужно было информировать родителей о том, что следует ходить 2 раза в неделю + выполнять задания дома. Каждый день! Нужно было рассказать, сколько времени потребуется для постановки 6 звуков. Это больше года, а мама ждет, что за 2 месяца мы всё «подчистим».
Сложится ли у нас с ними продуктивная работа, не знаю. Но я постараюсь донести до мамы, что постановка звуков — это кропотливая работа двух сторон: логопеда и родителей с ребенком.