В конце 1916–начале 1917 годов в Вене случилось два важных события. 21 ноября скончался император Франц-Иосиф I, который правил многонациональной империей целых 68 лет. Его сменил внучатый племянник Карл I, жена которого была итальянкой . 8 февраля 1917 года скоропостижно умер командующий флотом Австро-Венгрии гросс-адмирал Антон Гаус. Его сменил вице-адмирал Максимилиан Ньегован. Произошли перемены и в командовании союзников. В декабре 1916 года вице-адмирал Гоше сменил вице-адмирала Дартиж дю Фурнье на посту командующего французским Средиземноморским флотом.
Основной активной силой австрийского надводного флота всю войну были легкие крейсера типа "Гельголанд"- "Гельголанд" ,"Сайда" и "Новара",10 новых эсминцев типа "Татра",13 устаревших эсминцев типа "Хуссар" и миноносцы.
Крейсера типа "Гельголанд" -ссылка тут.
Эсминцы типа "Хуссар" -ссылка тут.
Ситуация на начало 1917 года оставалась в той же диспозиции -что и годом ранее. Австрийский флот держал линейные корабли на базе Пола,а легкие силы базировались на Каттаро. Регулярно в средиземноморские походы выходили австрийские и немецкие подводные лодки топить союзные транспорты,а легкие крейсера и эсминцы австрийцев совершали налеты на каботажные перевозки союзников и дозорные корабли.Именно на них легла вся тяжесть войны на Адриатике.
Задачей союзников стала блокада австрийского флота в Адриатике,ибо использовать свое преимущество в крупных кораблях на ограниченном ТВД после торпедирования дредноута "Жан Бар" и потопления броненосного крейсера "Леон Гамбетта" австрийскими подводными лодками ,они опасались.
Основным рубежом обороны союзников стал т.н. Отрантский барраж- система заграждений в узком месте пролива,соединяющего Адриатику со Средиземным морем.
Отрантский барраж представлял собой гигантскую перегораживающую море сеть ,защищенную минными заграждениями. Сеть удерживали специальные суда-дрифтеры-вооруженные торговые суда ,сменяющие друг друга на посту .Охрану линии несли дозоры эсминцев и миноносцев,а на ближайшей итальянской военно-морской базе в Бриндизи стояла в готовности на случай прорыва союзная эскадра из итальянских,французских и английских кораблей.
Англия предоставила первые средства для подвижного барража, аналогичные тем, которые были уже испытаны в Па де Кале: 65 дрифтеров прибыли из Гулля в Бриндизи во второй половине сентября 1915. Они имели каждый тысячу метров рыболовных сетей, которые они должны были расставлять поперек канала, держась группами по шести судов, с расстоянием между группами в три или четыре мили, и дрейфовать между параллелями Отранто и Бриндизи. Сети имели двадцать метров высоты и некоторые из них были снабжены минами, взрывавшимися при толчке. Каждая группа была под командой офицера, помещавшегося на дрифтере, вооруженном пушкой.
С самого начала использование этих судов оказалось связанным с затруднениями. Они с большим трудом удерживали свое место, расстояние между группами доходило часто до десяти миль. Общее направление течений с юга на север или с севера на юг еще более сокращало ширину заграждения, выставляемого каждым судном в действительности. Хотя число таких судов к концу 1915 г. было доведено до 100 и хотя в любой момент около пятидесяти из них держались в море, этого было недостаточно для заграждения пролива. Противник имел возможность проходить в подводном положении под сетями, или использовать широкие промежутки, которые оставались между ними; иногда неприятельские подводные лодки увлекали за собой сети без всякого опасения за возможность гибели и даже аварии. Все же в последние месяцы 1915 г. около десяти подводных лодок было при прохождении барража атаковано, а одна из них была уничтожена. Однако, когда эффект внезапности прошел, действенность барража со слишком большими промежутками между звеньями сделалась весьма посредственной.
Охрана барража была доверена легким силам, состоявшим обычно из крейсера и четырех миноносцев; в случае необходимости подкрепления такой же отряд находился в Бриндизи в полной готовности к выходу. Авиационный центр с французскими гидросамолетами, организованный в этом порту, постепенно усиливался итальянскими аппаратами, что позволило организовать несколько воздушных патрулей. Прикрытие, обеспечиваемое дрифтерами, рассеянными на протяжении шестидесяти миль, являлось, однако, недостаточным: в начале октября вблизи Сазено подводная лодка оказалась в состоянии потопить один из дрифтеров артиллерийским огнем ранее чем кто-либо смог вмешаться. После этого случая все дрифтеры пришлось снабдить пушками малого калибра и противолодочными бомбами. Подводные лодки продолжали, однако, проходить, как будто бы никакого барража не существовало. Потери союзников на Средиземном море с 30 000 тонн в сентябре достигли 60 000 — в октябре, 135 000 — в ноябре, тогда как в течение этого последнего месяца тоннаж, потопленный на всех остальных морях, едва достигал 40 000 тонн.
Союзники,набираясь опыта,создавали все больше проблем германо-австрийским подводным лодкам,прорывающимися на оперативный простор. Барраж имел в длину 66 километров и был разделен на звенья, приблизительно в 300 м каждое. Сети имели высоту в 50 м; их верхняя кромка была погружена на 10 м в воду. Они были оснащены минами системы де Куийяка и поддерживались буями. Якоря и бетонные блоки удерживали систему таким образом, что даже в центральной части канала, где глубины достигали почти 900 м, барраж при большом волнении показал отличную устойчивость. Технически проблема была решена великолепно.
В Отрантском проливе число дрифтеров было доведено до 112, из которых 64 постоянно находились в море, распределенные между параллелями Отранто и Санта Мария ди Леука. Но они были еще так разбросаны, что подводные лодки проходили между ними, часто даже в надводном положении.
Австрийские корабли из Каттаро периодически совершали налеты на барраж. Так 8-9 июля 1916 года крейсер "Новара"(типа "Гельголанд") и миноносцы MM 73F, 54Т, 87F во время набега потопили английские дрифтеры «Аструм Спей» и «Клавис», повредили еще 2, взяли в плен 9 британцев.
Новый командующий Императорским и Королевским флотом вице-адмирал Максимилиан Ньегован сразу начал готовить массированный набег на Отрантский барраж.
14 мая в море австрийцы отправили за барраж несколько подводных лодок. U-4 направилась к Валоне, UC-25 — к Бриндизи, где она должна была поставить минное заграждение, U-27 должна была действовать на линии Бриндизи–Остро. После этого вечером из Каттаро вышли крейсера «Новара», «Сайда» и «Гельголанд», а также эсминцы «Чепель» и «Балатон»(типа "Татра") для отвлекающего удара. Командовал отрядом капитан 1 ранга Хорти (будущий регент и диктатор Венгрии). Он же и спланировал всю операцию.
Примерно в это же время из Бриндизи на патрулирование линии заграждения вышел итальянский лидер «Мирабелло» в сопровождении французских эсминцев «Коммандан Ривьер», «Бизон», «Бутфе» и «Симитер». Эскадры противников разминулись на расстоянии нескольких миль, не заметив друг друга в темноте. Союзники двигались на восток к албанскому берегу, а австрийские крейсера — на юг, к линии Фано–Леука.
Австрийские эсминцы около 3.00 заметили конвой из Галлиполи -итальянские пароходы «Карочио», «Верита» и «Берсальере», которые сопровождал эсминец «Бореа». В ответ на запрос опознавательных сигналов австрийцы открыли огонь. «Бореа» повернул вправо, чтобы прикрыть транспорты,но «Чепель» первым же залпом накрыл его и повредил главный паропровод. Итальянский эсминец потерял ход и вскоре затонул. Одновременно «Балатон» атаковал торпедами пароходы. Два судна получили попадания торпедами, а третье было повреждено артогнем. «Кароччио», груженный боеприпасами, взорвался и вскоре затонул, а остальные 2 парохода были брошены перепуганными командами. Итальянцы потеряли 16 человек убитыми, 21 моряк был ранен. Весь бой длился считанные минуты.После победы австрийские эсминцы повернули на север.
На рассвете 15 мая, примерно в 4.00, на отрантской позиции должны были находиться 8 дивизионов дрифтеров. Но около 3.00 один дивизион выбрал сети и направился в Таранто. Вскоре из темноты неожиданно появились 3 австрийских крейсера отряда Хорти и началось хладнокровное избиение младенцев. Один крейсер атаковал дрифтеры на западном краю завесы, другой — на восточном, а третий — прямо в центре.Крейсера останавливались около дрифтера и вежливо предлагали команде покинуть судно. Крошечные суденышки с 6-фн орудиями никак не могли противостоять современным легким крейсерам,со 100 мм орудиями и торпедными аппаратами. Даже если бы дрифтеры не были привязаны к сетям, они не имели никаких шансов удрать от противника, имеющего скорость более 27 узлов. Однако не все дрифтеры выполняли требование австрийцев. Командир «Гоуэн Ли» шкипер Джозеф Уотт в ответ на предложение приказал открыть огонь, сказав команде: «Мы будем сражаться до конца». Ответный залп снес орудие и взорвал ящик с боеприпасами. Хотя «Гоуэн Ли» получил тяжелые повреждения, он не затонул. За свой подвиг Уотт был награжден Крестом Виктории. Следующий в линии дрифтер «Эдмирабл» отстреливался, пока на нем не взорвался паровой котел. Дрифтер «Флоанди», атакованный крейсером «Новара», тоже начал отстреливаться. Хотя австрийский крейсер всадил в него несколько снарядов, ранив нескольких человек, шкипер Д.Дж. Николе,несмотря на три ранения, отказался спустить флаг. «Гоуэн Ли» подошел к нему на помощь, и общими усилиями команды заделали пробоины «Флоанди». Николе был награжден «Медалью за выдающуюся отвагу».
Но не всем дрифтерам так повезло . В ходе этого рейда австрийцы потопили 14 из 47 дрифтеров. Это были «Эдмирабл», «Эвондейл», «Корал Хэйвен», «Крэгнун», «Феличитас», «Герл Грэйси», «Герл Роуз», «Эленора», «Кварри Ноув», «Селби», «Серена», «Тэйтс», «Транзит» и «Янг Линнет». Погибли 1 офицер и 70 матросов, 72 человека австрийцы взяли в плен. Еще 10 дрифтеров были повреждены, часть из них — австрийскими эсминцами вблизи о. Фано. Покончив с дрифтерами, австрийцы взяли курс на Каттаро.
Однако спокойно уйти им не удалось,в это время группа эсминцев во главе с «Мирабелло» находилась в 20 милях севернее Дураццо и уже повернула на юг. Еще один французский эсминец «Коммандан Бори», который шел из Таранто на Корфу, примерно в 4:30 заметил к северу от себя вспышки орудийных выстрелов(это австрийцы добивали дрифтеры). Однако из-за неполадок в машине он не мог развить скорость более 18 узлов и на помощь дрифтерам он, конечно, опоздал. Зато он обнаружил австрийскую подводную лодку U-4, попытался таранить ее, но промахнулся.
Еще в 4:00 в Бриндизи пришло сообщение о противнике с берегового поста на о. Сазено. Однако радиограмма была зашифрована итальянским шифром, поэтому ни англичане, ни французы ее не поняли. Радиограммы дрифтеров не были приняты командованием союзников, а сообщение эсминца «Коммандан Бори» было получено в Бриндизи только в 5:30.
Все корабли, стоящие в Бриндизи, получили приказ поднимать пары. Крейсер «Бристоль» и 4 эсминца находились в получасовой готовности, «Дартмут» мог дать ход сразу, а «Ливерпуль» чистил котлы и мог сняться с якоря только через 6 часов. Контр-адмирал Альфредо Актон,командующий союзными силами в Бриндизи передал по радио командиру «Мирабелло»: «Неприятельские корабли в Отрантском проливе, следуют курсом зюйд» и группа эсминцев повернула на юг, хотя «Бутфе» отстал из-за аварии в холодильнике. Примерно в 6:45 австрийские корабли заметили группу «Мирабелло», идущую встречным курсом. Имела место короткая перестрелка, но союзники, значительно уступавшие австрийцам, были вынуждены прекратить бой. Они ограничились слежением за противником с расстояния около 5,5 миль.
Около 5:00 в море вышел «Бристоль» и итальянские эсминцы «Моего» и «Пило». Сам адмирал Альфредо Актон вышел в море на крейсере «Дартмут» в сопровождении эсминцев «Шиаффино» и «Ачерби» примерно через 20 минут. Легкий крейсер «Марсала», лидеры «Аквила» ,«Раччиа» и эсминец «Инсидиозо» получили приказ присоединиться к «Дартмуту» как можно быстрее. Адмирал Актон в момент выхода в море не знал точного места нахождения противника. В 6:45, когда все корабли, вышедшие из Бриндизи, собрались вместе, он построил отряд в линию фронта и пошел облавой на северо-восток к заливу Дрин. В этот момент австрийские эсминцы находились в 25 милях от него на SO, австрийские крейсера находились в 46 милях на SSW. За ними "следили" «Мирабелло» и французские эсминцы. Хорти тоже не знал обстановки. Он предполагал, что не встретит ничего страшнее «Мирабелло». Но примерно в 7:30 поступило несколько радиограмм от «Чепеля» и самолетов, из которых Хорти узнал, что севернее него в море находятся 7 крейсеров и эсминцев союзников.
Примерно в 8.00 итальянские эсминцы вблизи Дураццо столкнулись с «Чепелем» и «Балатоном», которые обогнали свои крейсера. В ходе перестрелки «Чепель» добился попадания в «Аквилу», и итальянский лидер снизил скорость. Стрельбу австрийцев с помощью жестов корректировали пилоты австрийских самолетов. Возможно,это был первый в истории случай авиакорректировки огня кораблей в морском бою. Австрийские эсминцы прорываться в Каттаро не стали, а зашли в ближайший порт в Дураццо под прикрытие береговых батарей.
Актон не подозревал, что силы противника разделены , что сам он находится севернее австрийских крейсеров и вполне может зажать их в клещи. В 8:25 Актон приказал крейсерам «Ливерпуль» и «Марсала», лидеру «Раччиа» и эсминцам «Импавидо», «Индомито» и «Инсидиозо» из Бриндизи следовать на северо-восток . Сам он пошел на помощь «Аквиле», который к этому времени полностью потерял ход и стоял на месте.
Актон считал, что австрийские крейсера находятся к северу от него,но в 9:30 внезапно столкнулся с ними. Уже вторым залпом с дистанции 60 кабельтов «Дартмут» добился попадания в мостик «Новары», при этом был убит старпом крейсера. Австрийские крейсера повернули на запад, укрываясь дымовой завесой, англичане начали их преследовать. 8 австрийских самолетов атаковали крейсера союзников, и несколько бомб разорвались недалеко от борта «Дартмута», но повреждений не причинили. Итальянские самолеты тоже атаковали австрийцев, однако воздушный бой завершился безрезультатно.
Хорти повел свою "Новару" на сближение, чтобы более эффективно использовать свои 100-мм орудия. Это ему удалось и «Дартмут» получил 3 попадания. Воспользовавшись этим,австрийцы немедленно повернули на северо-запад, путь к Каттаро теперь был открыт. «Новара» все еще мог дать 27 узлов и австрийская эскадра начала медленно отрываться от противника. «Дартмут» мог развить только 25 узлов, а «Бристоль» — вообще только 23 узла, так как давно не чистил корпус.
Эсминцам же попасть под "шкодовские" снаряды трех крейсеров никакого интереса не представляло.Первым около 10:00 снизил скорость «Мирабелло»,у него топливо случайно залило водой. Через несколько минут у «Коммандан Ривьер» сломался холодильник,а «Симитер» и «Бизон» остановились, чтобы прикрыть затормозивших собратьев от атак подводных лодок. На флоте это обычно называют «разумная трусость».
«Шиаффино» и «Пило» остались прикрывать «Аквилу».Преследование продолжал только «Дартмут» в сопровождении эсминца «Ачерби». Сильно отстав, за ним тянулся «Бристоль». Британский крейсер добился нескольких попаданий в «Новару» и повредил ему главный паропровод. В 10:10 был ранен капитан 1 ранга Хорти. Он еще пытался командовать, но вскоре потерял сознание. Командование крейсером принял лейтенант Викторокский.
Но к этому времени «Бристоль» отстал настолько, что был вынужден прекратить огонь. Актон несколько снизил скорость, чтобы увеличить дистанцию и дать возможность «Бристолю» подтянуться. К 11:00 и «Новара» снизил скорость и начал отставать. Союзники перенесли огонь на замыкающий строй крейсер «Сайда» и повредили его, хотя и незначительно. В 11:30 крейсер «Сайда» взял флагмана на буксир, а «Гельголанд» попытался прикрыть их от огня «Дартмута». В этот момент начали прибывать вызванные по радио обоими противниками подкрепления. На юго-западе появилась группа во главе с «Марсалой», а на севере показались вызванные на помощь из Каттаро броненосный крейсер «Санкт Георг» и эсминцы «Татра» и «Варасдинер». После этого корабли союзников прекратили преследование и повернули на юг.
В полдень «Чепель» и «Балатон», проскочившие на север под самым берегом, соединились со своими крейсерами.Теперь союзникам предстояло решить неприятную задачу — организовать отход поврежденных и потерпевших аварии кораблей, которые могли быть атакованы вражескими подводными лодками. «Аквила» был взят на буксир эсминцем «Шиаффино», а «Коммандан Бори» — лидером «Мирабелло». К вечеру обе группы прибыли в Бриндизи.
Крейсера двигались назад в охранении эсминцев. В 13:15 в 40 милях от Бриндизи «Дартмут» был атакован германской подводной лодкой UC-25 и получил торпеду в борт. Крейсер получил небольшой крен , дифферент на нос и потерял ход. Эсминцы начали преследовать лодку и помешали ей атаковать снова. В 14:30 команда покинула корабль, адмирал Актон перешел на борт эсминца «Инсидиозо». Но, когда стало ясно, что «Дартмут» не тонет, капитан 1 ранга Аддисон с частью команды вернулся обратно.С большим трудом крейсер удалось отбуксировать в гавань, куда он прибыл через 12 часов после торпедирования. Французскому эсминцу «Бутфе», вышедшему из порта на помощь «Дартмуту», повезло меньше. Прямо за боновым заграждением он натолкнулся на мину, взорвался и затонул, на нем погибли 12 человек.
В этот день австрийцы одержали решительную победу. Союзники потеряли 2 эсминца и 14 дрифтеров, «Дартмут» вышел из строя на 3 месяца, еще несколько кораблей получили небольшие повреждения. "Бристоль" получил три попадания , "Дартмут" четыре попадания и торпеду. Австрийцы пострадали меньше. "Сайда" одно попадание, "Гельголанд" три и "Новара" одиннадцать. На крейсере «Новара» 12 человек были убиты, 25 ранены, на других австрийских крейсерах 2 человека были убиты и 6 ранены. Вдобавок, моральный дух экипажей дрифтеров настолько упал, что, начиная с 31 мая, англичанам пришлось отказаться от ночных дежурств в проливе. В 15-оо дрифтеры возвращались на базу .Кроме того, линия сетевых заграждений была отодвинута на юг. В результате барраж превратился в чисто символическое мероприятие. Только после того, как из Венеции в Бриндизи был переведен дивизион новых эсминцев («Пеле», «Поэрио», «Орсини», «Россарол»), а англичане прислали крейсера «Веймут» и «Ньюкасл», 1 июля ночное патрулирование возобновилось.Австрийцы, которые благополучно избежали смертельной опасности, возобновили рейды только осенью.
Правда следующий рейд с участием крупных кораблей австрийцы,во главе с новым командующим флотом- уже адмиралом Хорти, провели только в июне 1918 года. Это была самая грандиозная операция,которая должна была полностью уничтожить Отрантский барраж.Однако удача изменила Миклошу Хорти,в самом начале рейда дредноут "Сент-Иштван" случайно наткнулся на пару итальянских торпедных катеров,был торпедирован и затонул. Австрийский флот вернулся на базу и больше активных действий не вел.
Операция показала удачность концепции австрийских легких крейсеров при использовании по назначению-для набеговых операций,умелое командование австрийскими кораблями,не менее умелое координирование действий с авиацией(!) и тяжелыми кораблями флота. Хорти показал себя опытным и решительным флотоводцем.
Для союзников все гораздо хуже- полное отсутствие координации и взаимодействия (радиограмма),критичное отставание по скорости на уровне крейсеров,отсутствие вменяемой эскадры быстрого реагирования в Бриндизи,неудачное владение таким инструментом как авиация-для той же разведки. Сочетание героизма отдельных экипажей дрифтеров и "разумная трусость" французских и итальянских эсминцев.
И еще... Опять итальянский адмирал во главе всего этого бардака. Совпадение?
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.