Одно из самых приятных воспоминаний детства - это телеспектакль Московского театра сатиры "Безумный день или Женитьба Фигаро". Ах, какие актеры, какие диалоги, какие костюмы! Как блистал на сцене Миронов - кажется, роль циничного прохиндея Фигаро была написана для него и никто в мире не сыграл бы лучше. Томный красавец Ширвиндт - ну кто еще мог создать более запоминающийся образ такого самодовольного обожателя женщин? Нежная Вера Васильева - трогательная и беззащитная графиня, готовая постоять за свою честь. А интриги? Заплетено так заплетено. Создатели спектакля поймали дух Испании XVIII века и смогли передать его в постановке под затейливую музыку Моцарта.
Телеспектакль 1974 года это версия театральной постановки, которая шла в театре сатиры многие годы. Режиссер Валентин Плучек задумал постановку еще в 1968 году. На роль Фигаро сразу был утвержден 27-летний Андрей Миронов. Это была его роль. "Этот спектакль был самой любимой иллюзией Андрея, в которую он с наслаждением нырял и чувствовал себя в полной безопасности и был там счастливым победителем" (Т. Егорова). И именно играя ее в августе 1987 года он потерял сознание прямо на сцене. Его так и увезли в больницу - в черном бархатном костюме, украшенном небольшими зеркальцами...
А вот графа Альмавиву в первых постановках играл Валентин Гафт. По воспоминаниям актрисы Татьяны Егоровой, Плучек вообще долго не мог найти исполнителя этой роли - даже самые маститые актеры меркли перед мощным натиском потрясающей артистичности и энергии Андрея Миронова, да и сам Миронов сетовал на то, что труппа театра была тогда очень слаба, и составить с ним слаженный и равнозначный дуэт было некому. Наконец, Плучек остановил свой выбор на Гафте, но и с ним вышел скандал - режиссер был недоволен игрой актера и обозвал его уркой. Гафт уволился, роль перешла к Александру Ширвиндту. Вальяжной игрой Ширвиндта Плучек был недоволен еще сильнее, и поговаривали, что актера от отстранения спасло только заступничество жены Плучека. Однако со временем дуэт выстроился и сейчас уже невозможно представить себе кого-то другого в роли графа, а Миронов с Ширвиндтом создали изумительный тандем, вызывающий восхищение и сейчас, 45 лет спустя.
Лихие интриги крутились вокруг женских ролей, особенно вокруг роли возлюбленной Фигаро Сюзанны. За роль боролась Татьяна Егорова, бывшая в то время невестой Миронова, и Валентина Шарыкина, но, кажется, дамы боролись не за роль, а за ее исполнителя. Сначала роль была закреплена за Валентиной Шарыкиной, однако у Миронова не получилось выстроить с ней сценический дуэт, они не смогли достоверно изобразить влюбленных, и в итоге эта роль отошла к Нине Корниенко, с которой у Миронова потом возникли личные отношения и вне сцены. В этом последнем составе актеры и сыграли телеспектакль.
Замечательные сочные костюмы в стиле барокко создал Вячеслав Зайцев. Декорации - художник Валерий Левенталь. Каждый жест, каждая фраза на сцене настолько органичны, что захватывает дух. Чего стоит монолог Фигаро, в котором он рассуждает о политике - 235 лет прошло, а ничего не изменилось.
Острая сатира и великолепный юмор, превосходная игра актеров и Моцарт, Моцарт! Когда этот спектакль показывали по телевизору, забрасывалось все: домашние дела, уроки, прогулки - главное, увидеть снова, насладиться всей этой праздничной кутерьмой, дающей прекрасный заряд хорошего настроения.
К сожалению, сейчас спектакль показывают крайне редко. Не было его в программе телевидения уже несколько лет. А жаль. Бомарше и театр сатиры породили чудесное представление, которое уже давно стал легендарным и вошло в золотой фонд советского телевидения. Если вдруг по каким-то причинам вы еще не видели его - обязательно восполните этот пробел.