Найти тему
Московские истории

Арбатские переулки: "После того, как церковь закрыли, наша семья осталась в ней жить"

На каждое место в Москве найдутся сотни разных историй из разных времен. Так случилось и с Храмом Святого Власия. Стоило Наталье Кувановой рассказать, как она жила в 1960-х в доме причта в Гагаринском переулке, в одной квартире с ее бывшим настоятелем, как появилась читательница, чья семья поселилась 20 годами раньше в этой церкви, в коммуналке. Отчего ж не отмотать время еще на 18 лет и не вспомнить про лошадку и Есенина с Дункан?

Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе, 1970 - 1980 г. Источник pastvu.com
Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе, 1970 - 1980 г. Источник pastvu.com

Первое письменное упоминание церкви в нынешнем Гагаринском переулке относится к 1625 году. Освящена она была в честь Святого Власия — покровителя животных. Потому на храмовый праздник ямщики приводили сюда своих украшенных лентами и цветами лошадок, трижды обходили с ними храм, угощали сахаром, после молебна окропляли святой водой.

В 1922 году, в том доме на Садовой, 10, что мы сейчас называем Булгаковским, в мастерской художника Жоржа Якуловича, где собиралась богема, Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Искрило. Наступила ночь. Поэт отправился провожать американку на Пречистенку, 20, где она жила. Извозчик, предпочитавший спать по ночам, задремал. Поравнялись с Храмом Святого Власия. Лошадка, оставшись «без руля», заприметила знакомое место, где за хорошее поведение дают сахар, и трижды обвезла «молодых» вокруг церкви. «Обвенчала!» - спохватились пассажиры (но, как мы знаем, было поздно).

Айседора и Есенин, 1922 г. Источник: diletant.media
Айседора и Есенин, 1922 г. Источник: diletant.media

В 1939 году храм закрыли, разместили там школьные мастерские. Но, как выяснилось, не только:

ольга неважно

Мой дед был диаконом церкви Святого Власия и подрабатывал в хоре Оперной студии Станиславского (позже — Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко). После того, как церковь закрыли, наша семья осталась в ней жить. Я родилась в 1948 году, а брат в 1951-м. У нас была комната 17 кв. метров и очень высокие потолки. Отец чуть ли не на всю высоту построил стеллажи для книг. Все помещения были заняты жильцами, а во дворе была строительная организация. В соседнем доме, в Гагаринском переулке, у нас жила бабушка. У них была большая печка. Бабушка рассказывала, что, когда церковь работала, в этом доме пекли просвирки. Мы учились в соседней школе, № 70. Моим одноклассником был Костя Всехсвятский — внук бывшего настоятеля нашего храма.

В 1962 году все, кто жили в церкви Святого Власия, получили квартиры. Одни в Хорошёво - Мнёвниках, другие - в Черемушках.

Слева - храм, посередине - бывшая школа № 70. Фото Елены Головань.
Слева - храм, посередине - бывшая школа № 70. Фото Елены Головань.

В 1976 году храм решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем академический русский концертный оркестр «Боян».

Natalia N

Помню время, когда в этом храме размещался духовой оркестр, не было креста на куполе храма, и вместо "Христос воскресе" висела афиша с программой концертов. Очень постепенно, долго и тяжело возвращался этот храм к своему прямому назначению и работе.

Вот как прокомментировал это основатель "Бояна" Анатолий Полетаев: «Во владение прославленному коллективу вручили руины храма Святого Власия (XVII в.) в Староконюшенном переулке – мол, репетируйте. А когда музыканты восстановили церковь с «неземной акустикой», ее передали Патриархии, не предоставив взамен ничего».

Храм был возвращен русской православной церкви в 1993 году.

Про коммуналку в доме причта: Арбатские переулки: «И зачем вы сюда едете, - говорили нам, – комнаты темные, старухи полоумные»

Мария Кронгауз