Я травмируюсь на йоге и мне не стыдно.
Казалось бы, учитель должен быть образцом техничности. Но я косячу. Ударяюсь, падаю, вывихиваю, растягиваю, выщелкиваю. И мне не стремно, ей богу.
Потому что я учусь. Осваиваю новые методы, ищу новые подходы. Использую незнакомое оборудование. Зато сколько крутых упражнений и вариаций выполнения асан я для себя открыла! И как много толковых правок могу дать, чтобы мои ученики убереглись от таких же травм.
Но! Хватайтесь за сердце! Мои ученики тоже иногда травмируются. Я могу в мельчайших подробностях все объяснить, руками направить и страховать, но я не в теле ученика и не управляю им.
Я не могу узнать достоверность его слов об усталости, готовности и состоянии здоровья. И не могу за него аккуратно спуститься со стены в стойке на руках, не могу за него не выдавливать колени в бабочке. Могу объяснить, а он может не услышать или не послушать.
И тогда у них тоже: синяки, ссадины, растяжения.
Раньше я очень беспокоилась, а теперь знаю, что:
⠀
- Я не могу брать на себя полную ответственность за чужую практику;
⠀
- Я могу советовать, подсказывать, но не могу заставить;
⠀
- Обучение без ошибок не происходит. Открытия — тем более.
И это, знаете, далеко не только про йогу.