Найти тему
Всякая всячина

Мой молчаливый ребёнок. Причины

Оглавление

Конец 1-го месяца

  • не кричит при неприятных ощущениях (например перед кормлением, когда хочет есть)

Конец 4-го месяца

  • Не улыбается, когда с ним разговаривают

Конец 5-го месяца

  • Не произносит отдельные звуки или слоги (типа «ба-ба-ба» или «га-га-га»)
  • Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать взглядом объекты, которые она называет ( «Где папа?»)

Конец 7-го месяца

  • Не пытается привлечь к себе внимания какими-либо определенными звуками

Конец 9-го месяца

  • В речи не появились повторяющиеся одинаковые слоги, которые звучат как одно слово, например «ма-ма», «да-да»

Конец 10-го месяца

  • Не может повторить за взрослым около восьми различных звукосочетаний и слогов.
  • Не может покачать головой в знак отрицания («нет-нет»), помахать рукой на прощания ( «пока-пока»)

Конец 12-го месяца

  • не произносит ни одного осмысленного «детского слова», которым ребёнок называет одни и те же предметы, лица и ситуации.
  • Не прислушивается к музыке
  • Не может выполнить простую просьбу (например «дай машинку»)

Конец 15-го месяца

  • не употребляет адекватно слова «мама» и «папа»

Конец 19-го месяца

  • Не произносит осмысленных слов.
  • Не показывает части тела, которые ему называет взрослый

Конец 29-го месяца

  • Не понимает значения слов «большой», «маленький».
-2

Что может затормозить развитие речи

Излишняя предупредительность родителей. Чрезмерная опека ребенка и предугадывание всех его желаний могут затормозить многие процессы в развитии речи. Если родители сразу дают малышу то, что он хочет, стоит только показать жестом или заплакать, у него не возникает потребности в ясном выражении мыслей. Зачем трудиться, когда мама и папа все сделают и так? Для формирования речи очень большую роль играет мотивация, поэтому не стоит сразу же бросаться на помощь полуторагодовалому или двухлетнему малышу до того, как он попытается попросить об этом словами.

Заниженные или завышенные требования.

Одни родители ничего не делают для того, чтобы разговорить ребенка, и не мотивируют его общаться, другие – заставляют постоянно повторять слова и звуки. Причем иногда в одной семье бывают обе крайности: мама опекает кроху, а папа требует, чтобы он учился просить желаемое. Это неблагоприятно сказывается на развитии речи. Важен баланс между формированием потребности в общении и излишней требовательностью.

Неправильная речь взрослых.

Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.

Интеллектуальные перегрузки.

Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.

-3

Когда нужно обращаться к врачу

Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.

  • В 1,5–2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
  • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
  • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
  • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).

Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг – все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.