Ближе к 1 году все родители с нетерпением ждут, когда кроха скажет первое слово, затем – заговорит предложениями, научится ясно выражать свои желания, рассуждать, задавать вопросы. Мама, папа и другие родственники в силах помочь малышу в развитии речи, ускорить процесс ее формирования и компенсировать возможные нарушения. Для решения этой задачи необходимы домашние занятия, правильно организованное общение и, конечно же, внимание к потребностям и индивидуальным особенностям ребенка.
Новорождённый
- О своих неприятных ощущениях даёт знать криком
Конец 1-го месяца
- Когда голоден, кричит; иногда издаёт слабые гортанные звуки типа: «ах», «эх», «ух»
Конец 2-го месяца
- Усиливается спонтанное звукообразование.
- Чаще проявляется звуковые выражения, которые не являются криком: «болтовня»
Конец 3-го месяца
- Может издавать три различных звука
- Появляются различные типы крика, отражающие голод, боль, усталость
Конец 4-го месяца
- «Воркует» и «пищит», если к нему не обращаются
- Испытывает радость от спонтанного звукообразования, повторения звуков
- Громко смеётся, когда к нему обращаются
Конец 5-го месяца
- Болтает сам с собою, четко разделяя слоги
- «Воркует» и издаёт крики радости («веселый крик»)
Конец 6-го месяца
- «Воркует», лепечет, издаёт радостные крики, звуки, выражающие напряжение при определенных движениях
Конец 7-го месяца
- Лепечет про себя слоги (ла), (ва), (ма), (бы), (на), «поёт»
- Старается привлечь к себе внимание определенными слогами и зовущими звуками
- сидя на руках у мамы, отслеживает глазами предметы или людей, которых мама назвала перед этим три раза (папа, баба...).
Конец 8-го месяца
- Удваивает слоги «ма-ма», «та-та», подражает различным звукам
- Поворачивает голову, идти уже знакомые предметы или лица
Конец 9-го месяца
- Невнятно произносит до 8 различных слогов.
- По просьбе взрослого делает «хлоп-хлоп» после предшествующего обучения
- Прислушивается к тиканью часов, приставленных к уху
Конец 10-го месяца
- “Лепет”, монологи становятся разнообразнее
- говорит «мама» и «папа»
- Повторяет звуки, если к этому побуждают взрослые
- реагирует на своё имя и на просьбу «дай мне»
- Подражает: «Пока-пока»
Конец 11-го месяца
- Тараторит короткие слоги
- Крутит головой «нет»
- Произносит первое осмысленное слово
- По просьбе делает спонтанно «пока -пока»
- Понимает запрет
Конец 12-го месяца
- Говорит по меньшей мере два (иногда до десяти) осмысленных слов на «детском языке»
- Реагирует на музыку -пытается подпевать
- На просьбу «принеси мне мяч» (или куклу, или другие известные предметы) ищет находит и приносит