Мы говорим с Богом. Молим Его о сокровенном, просим помощи. Только наша беседа скорее монолог. Бог слышит ли нас? Господь говорил:
«Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7). «Какой отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Лк.11:11). Почему же Бог иногда не отвечает на наши молитвы, даже когда уже нет сил.
Настойчивость и доверие Богу
Старец Паисий Святогорец говорит: «Если Он чего-то не дает – или, чтобы испытать нас, или, чтобы уберечь. Он знает, когда и как помочь Своему созданию». Но желаем ли мы полезного, что послужит ко благу и не причинит вреда?
Готовы ли к просимому? Или как малыш, что требует у матери бублик недопеченным, мы не в силах потерпеть:
- В момент недоверия лучше молиться Христу: «Господи, вручаю себя Тебе».
- Как библейская хананеянка (Мф. 15: 22–28), быть настойчивым и терпеливым.
Из безысходности в надежду
Отчаянно и сильно взывают к Богу те, кого разочаровали «мудрецы этого мира» – врачи, суды, начальники. Пока мы не отчаялись в себе, своих банковских счетах и связях наше упование не на Бога, а на свое.
Только когда люди перестают быть нашей надеждой, взор устремляется в Небо. Следует правильно отнестись к отчаянию: превратить его в разворот к Богу. Ты не падаешь в пропасть, тебя окрыляет надежда на Бога.
Святой Григорий Богослов говорит: «Бог помогает, когда кажется надежды на помощь уже нет. И всё-таки мы обращаемся к Нему. Это надежда за пределом надежды, и она всегда исполняется. Это крик любимому о помощи».
Праведность и помощь близких
«Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Не стремясь к праведности, ответа на молитву тоже можно ни получить. Силуан Афонский говорит: «Господь слышит молитву и грешника, если грешный смиряет себя»
Если совсем нет сил молиться, попросить об этом друзей и родственников. «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Когда несколько человек просят об исцелении одной боли – это как дети одной семьи обращаются к отцу за помощью.
Как четверо друзей расслабленного разбирают крышу, чтобы одр больного оказался перед Христом (Мк. 2:5). Святой Силуан поясняет: «Когда хочет Господь человека помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве», соединяет людей в Своей Любви.