Найти в Дзене

В побеге за счастьем

Все живые организмы на нашей планете испытывают нужду в удовлетворении своих потребностей. Потребности подразделяют на 2 группы: витальные потребности, то есть потребности, направленные на поддержание и сохранение целостности организма (метаболические потребности, потребности в отдыхе, сне, самосохранении); и зоосоциальные потребности, которые можно условно подразделить на 3 подгруппы: потребность находиться в окружении представителей своего вида (популяции); потребность проявлять видотипичные поведенческие действия; потребность занимать в группе определенное иерархическое положение. Такие потребности испытывают как волки так и, конечно, люди, только у нас намного больше способов удовлетворения себя. Можно ли испытывать счастье, удовлетворяя эти потребности? Какова сущность счастья?

Можно привести пример: Представим, Вы работаете там, где Вам не нравится. Средняя зарплата, гневный начальник и т.д. Так работаете на протяжении года и максимум куда выезжали — дача бабушки. Подходит время к отпуску и Вы, наконец, летите туда, куда давно хотели. Гуляете, наслаждаетесь местными пейзажами, чувствуете себя прекрасно, счастливым! Но вот проходит Ваш отпуск и летите обратно. Настроение вновь такое же, как и до полёта.
Во время поездки желание было удовлетворенно, поэтому гипотетический Вы были счастливы.
Счастье — чувство при удовлетворении своего желания.

Таким образом можно быть счастливым даже от любимой еды, которую едите нечасто. Но если вы будете есть свою любимую еду и наслаждаться пейзажами каждый день? При повторении одного и того же действия на протяжении n-количества времени вырабатывается привыкание. Как пример: Человека держали в плену неделю, где он ничего не ел. Его организм испытывает потребность в пище и, следовательно, это желание человека. Его освободили и дали еду. Он ест то, что мы обычно едим спокойно и не испытываем при этом счастья, но этот голодный человек испытывает счастье, а значит, удовлетворенность желания.
Счастье — мимолётно. Невозможно быть счастливым всегда после удовлетворения желания. К примеру, когда Вы привыкнете к жизни за границей, вам потребуется другая планка, дабы вновь испытать счастье.

Да уж, Сократ с выше перечисленным точно не согласился бы. Добродетель, с его точки зрения, является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье. Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию. Добродетель неотделима от знания. Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, что есть добро, а что — зло. Но такое счастье невозможно без свободы, поэтому Сократ впервые в истории античной философии формулирует это понятие. Максимально свободен тот, кто с помощью разума занимается самосовершенствованием. Иначе говоря, если человек не является рабом своего тела, не идет на поводу у своих физических желаний, способен обуздать животные инстинкты, побороть низменные страсти и пopoки, то он - воистину свободен. По Сократу потребности тела стоят намного ниже потребностей души.

Но часть идеи Сократа и не противоречит основному определению счастья в этой статье. Ведь потребность в самосовершенствовании есть желание.
Человек может удовлетворять свои потребности как духовные (моральные) так и материальные. Наше человеческое начало подчиненно таким же законам, что и другие животные. Обречены ли мы навсегда испытывать нужду в удовлетворении в побеге за счастьем!?