Найти в Дзене
Электронная музыка

Физика баса - большой бас и ниже среднего: процесс изнутри

Оглавление

Советы и руководства помогут вам разобраться, что к чему в загадочном мире «за пределами 100 Герц», научат создавать мощные и плотные басы, которые смогут прокачать любую площадку! Начало статьи по разбору, что есть БАС, вы можете найти тут, а сегодня начнём с физики баса.

Большой бас

Звук появляется в результате перепадов давления воздуха, и каждая частота имеет соответствующую длину волны - фактическое расстояние в метрах, сантиметрах или миллиметрах, которое один цикл волны занимает в воздухе вокруг нас. Например, тон 700 Гц занимает около 50 см в воздухе, в то время как 3 кГц занимает примерно 11 см. Бас, в свою очередь, обладает самыми длинными волнами. Мощная и тяжелая 40-герцовая волна занимает около 8,6 м в воздухе, что, согласитесь, довольно немало. Таким образом, самая нижняя часть нашего баса в буквальном смысле тяжелее. Именно поэтому, чтобы получить полноценное и точное воспроизведение низких частот, необходим большой размер динамиков. Низкочастотные звуки окружают нас целиком, взаимодействуя больше с пространством вокруг нас, чем с нашими ушами. В домашних студиях они с легкостью проникают сквозь стены, пол или мебель… Вам ведь не нужно напоминать, что сабы в большей степени ощущаются, нежели слышатся, не так ли?

-2

Ниже низкого

Работа с басом подразумевает работу на пределах возможностей человеческого слуха и… вашей акустической системы. Например, нота ля контроктавы (MIDI-нота А1) звучит на частоте 55 Гц. Это достаточно низко, но можно нырнуть еще глубже: ля субконтроктавы (АО) бьет вдвое ниже, на 27,5 Гц, с размаха прямо в грудь. Здесь мы приближаемся к пределу наших возможностей, однако все еще способны воспринимать звуки в районе 20 - это между нотами ре-диез и ми (D#0 и Е0). Как же выглядят эти громадные и медленные волны? Посмотрим на динамик: самые низкие тона нуждается в акустике размером побольше; поскольку крупный динамик приводит в движение большое количество воздуха, происходит довольно «амплитудное» возвратно-поступательное движение диффузора, которое можно увидеть невооруженным глазом.

-3

С такой амплитудой движения от динамиков можно потребовать слишком много, скармливая ему чрезмерное количество низкочастотного сигнала в быстром темпе. Представьте себе двойную бочку в стиле метал, бьющую одна за другой форшлагом. Она с легкостью может потерять «панч» и разборчивость звучания, превратившись в какой-то размытый низкочастотный грохот, особенно если звуковая система и лимитеры слишком медленные, чтобы среагировать.

Конечно, невозможно предсказать поведение каждой звуковой системы, но можно слегка схитрить. Оставьте короткие промежутки тишины между басовыми нотами, вместо того чтобы ставить их вплотную друг к другу, и аккуратно настройте баланс между бочкой и басом, чтобы акустика успевала вернуться в нейтральное положение; так вы получите желаемый «панч». Учитывая, что в больших клубах всегда есть какая-то реверберация, звучание может остаться почти таким же, но все же станет более разборчивым.

Продолжим разговор про бас в следующей статье, следите за обновлениями! :)